1965: Первый выход в открытый космос

Космонавт Алексей Леонов.

Первым в открытый космос вышел советский космонавт Алексей Леонов (1934—2019), случилось это 18 марта 1965 года.

В книге «В скафандре над планетой! Walk into space», опубликованной «по горячим следам» события (сдано в набор 19/III-65 г., подписано в печать 22/III-65 г.), говорится:

«По своей значимости это событие можно смело поставить рядом с первым полётом Ю.А. Гагарина … Если в первом полёте человек был жёстко фиксирован к креслу, то уже Г.С. Титов имел возможность более активной деятельности, а А.Г. Николаев и П.Р. Попович первыми провели отвязывание и свободное парение в кабине космического корабля. Экипаж корабля «Восход» впервые осуществил полёт без скафандров. И вот теперь космонавт Алексей Леонов, одетый в мягкий защитный скафандр, впервые оказался лицом к лицу с космосом вне кабины космического корабля».

Выход в космос
Возможности медиа в 1965 году были ограничены. Но репортажи из космоса велись.

Космический корабль «Восход-2» был оборудован гибкой (надувной) шлюзовой камерой. Ещё цитата из той же книги:

«Наши учёные и конструкторы, видимо, не случайно избрали вариант выхода человека в открытый космос через шлюз, в отличие от разработанного американскими учёными варианта, по которому корабль полностью разгерметизируется. Вряд ли стоит сомневаться в том, что соединение кораблей в космосе лучше осуществлять с помощью какого-то устройства, которое экипаж одного из кораблей использует в подходе к другому кораблю. По этому устройству лучше осуществить выход из корабля и переход на борт другого корабля или на орбитальную научно-исследовательскую станцию».

Слов нет
У авторов книги не хватило слов.

«Полёт Павла Беляева и Алексея Леонова доказывает также и практическую возможность смены экспедиций учёных орбитальных станций, которые в недалёком будущем будут, видимо, вокруг нашей планеты многие месяцы, а возможно, и годы. Наконец, после эксперимента с выходом Леонова в космос можно говорить и о возможности наружных работ на на орбитальных и межпланетных кораблях во время их длительных полётов. Важность этого несомненна. Никто не может гарантировать такие корабли от встреч с мелкими метеоритами и от возможных повреждений отдельных систем корабля. Ремонт их в длительных полётах, видимо, будет неизбежен. Минуты, проведённые Алексеем Леоновым вне кабины корабля в космосе, являются поэтому поистине историческими».

Для первого выхода использовался скафандр «Беркут» вентиляционного типа, который расходовал около 30 л кислорода в минуту при общем запасе в 1666 л, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе.

Фото
Выход в космос.

Такой скафандр раздувался из-за разности давлений и сильно ограничивал движения космонавта. Возвращение на «Восход-2» стало нетривиальной задачей. Общее время первого выхода в космос составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд).