Менее чем через 10 лет человек может полностью уничтожить или, как минимум, поставить на грань уничтожения одного из своих ближайших родственников — орангутана. Эти крупные человекообразные обезьяны встречаются в природе лишь в двух местах: на островах Борнео (Калимантан) и Суматра. При этом их численность неуклонно и с увеличивающейся скоростью сокращается. И главным лимитирующим фактором является антропогенный. То есть мы с вами и результаты нашей деятельности.
По оценкам специалистов, в 2004-м году общее число орангутанов Борнео составляло всего 14% от того, что сохранялось на этом острове на протяжении периода, начинающегося около 10000 лет назад и заканчивающегося в середине XX века.
Основная угроза связана с уничтожением обширных районов тропических лесов. Дело в том, что орангутан — исключительно древесное животное. На землю он почти не спускается, проводя всё своё время на ветвях и питаясь почти исключительно фруктами (реже корой, тонкими ветками, яйцами птиц и насекомыми). Но только за период с 1985 по 1997 год на Суматре и Калимантане было уничтожено 15,5 миллионов гектаров леса. Чтобы было понятнее, это 24% всего леса, что там был. В некоторых конкретных областях эти цифры выше. Так в штате Сабах на Борнео с 1950 по 2000 год уничтожено 37% леса. Причём леса вырубаются та неравномерно: в низинах, то есть в основных местах обитания орангутанов, за этот период уничтожено до 60% леса.
Две основных причины вырубки тропических лесов: лесозаготовка и вырубки под расширяющиеся плантации масличных пальм. Пальмовое масло, как мы уже писали в материале о шоколаде, является сегодня очень востребованным ресурсом в пищевом производстве, косметической промышленности, как механическая смазка а также как сырьё для производства биодизеля. С 1984 по 2003 год площадь плантаций масличной пальмы на Борнео увеличилась с 2000 км² до 27000 км².
От расчистки под плантации и пастбища защищены заповедники и национальные парки, но нелегальные лесозаготовители занимаются вырубкой деревьев даже там. И хотя целью каждой группы таких преступных лесорубов являются всего несколько гигантских ценных деревьев в глубине леса, они вырубают целые просеки в деревьях поменьше и строят из них так называемые kuda-kuda — псевдорельсовые деревянные дороги, по которым они могут волоком доставить свою добычу к реке для сплава. Затем, как правило, kuda-kuda за деньги передаются другим группам лесорубов, которые рубят в их окрестностях менее ценные деревья. Просеки вдоль дорог и вырубка наиболее высоких деревьев дают палящим лучам солнца доступ к растениям, обычно скрытым в тени. Это становится причиной появления сухостоя и, как следствие, возникновения лесных пожаров. Естественный влажный тропический лес горит редко, а в результате действий лесозаготовщиков за последние двадцать лет несколько крупных лесных пожаров на Суматре и Борнео уничтожили тысячи гектаров леса и торфяных болот.
Пожары уничтожают не только среду обитания орангутанов, но и самих обезьян. Так за 1997—98 годы численность орангутанов Борнео сократилась в результате пожаров на 33%. Это, буквально, за один год.
Вырубки, пожары, строительство автомобильных дорог приводят, кроме прочего, к фрагментации единой популяции орангутанов Борнео, к распаду её на множество мелких, менее 50 особей в каждой. Такие популяции чаще приводят к близкородственному скрещиванию и вообще нежизнеспособны.
Если всё будет продолжаться таким же образом, в 2023 году суматранский орангутан останется только в зоопарках, а на Борнео будут доживать последние даже не десятки, а, вероятно, единицы особей орангутана борнейского.