Первый арабский космический корабль отправился к Марсу

20 июля 2020 года с японского космодрома Танегасима стартовал корабль Объединённых Арабских Эмиратов Mars Hope Probe, предназначенный для изучения Марса. Это один из трёх запланированных на 2020 год международных проектов полёта космической станции к Марсу.

В 2020 году предполагается запуск сразу трёх космических станций для исследования Марса. Это проект NASA Mars-2020, китайский проект Тяньвэнь-1 и Al-Amal (Hope Mars Mission) ОАЭ. Эти проекты нацелены каждый на решение разных задач. Старт корабля в рамках российско-европейского проекта ExoMars, ранее тоже намеченный на 2020 год, отложили из-за неготовности одного из модулей.

Время старта всех трёх станций — вторая половина лета 2020 года. Это связано с тем, что только в этот период Марс и Земля находятся в благоприятном относительном расположении на своих орбитах. Все запуски космических кораблей к Марсу планируются на тот момент, когда Земля и Марс находятся в противостоянии — по разные стороны Солнца. В противном случае корабль пришлось бы разгонять, расходуя топливо всю дорогу до Марса. При запуске в противостоянии корабль после разгона до второй космической скорости и вывода на орбиту вокруг Солнца почти всё время «падает» на Солнце в невесомости, догоняя Марс. При этом время подлёта составляет 7—9 месяцев. Уточним, что, как видно на схеме ниже, в противостоянии должны находиться не сами планеты, а Земля в момент запуска и точка встречи корабля с Марсом. В этом году окно запуска ракеты к Марсу — вторая половина июля и начало августа (точные даты могут отличаться в зависимости от особенностей миссии), а следующее такое окно откроется только через 2,2 года. Аналогичным способом планируются полёты и до удалённых космических тел Солнечной системы: используются гравитационные манёвры с облётом внутренних планет и Солнца. Например, даже чтобы долететь до околоземного астероида Рюгу и взять с его поверхности несколько образцов породы, японский космический зонд «Хаябуса-2» сначала сделал несколько витков вокруг Солнца.
Hope Probe flight trajectory
Траектория марсианского корабля ОАЭ Hope Probe (официальный сайт проекта emiratesmarsmission.ae).

Космическое агентство ОАЭ было образовано только в 2014 году. Проект Hope Mars Mission — первый арабский проект межпланетных запусков и первый из трёх удачный запуск станции к Марсу этим летом. Выход зонда на марсианскую орбиту запланирован на февраль 2021 года. Он должен оставаться на орбите на протяжении одного марсианского года (687 земных суток). Не очень точно называть этот космический спутник «арабским»: весь проект — это кооперация. Корабль Al Amal («Надежда») создан Космическим центром Мохаммеда бин Рашида совместно с несколькими американскими исследовательскими центрами. Ракета-носитель H-2A 202 разработана Mitsubishi для японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), а запуск выполнялся с японского стартового комплекса. Интересно, что средний возраст участников арабской команды проекта составляет 27 лет. Понятно, что здесь речь идёт не столько о своих разработках, а скорее об обучении новой команды в космической отрасли.

Цели аппарата — изучение атмосферы Марса. Фактически зонд «Надежда» будет первым его метеорологическим спутником. Полезная нагрузка аппарата включает три научных инструмента. Это многополосная камера EXI ( Emirates Exploration Imager) и два спектрометра, работающих в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне (EMIRS и EMUS, соответственно Emirates Mars Infrared/Ultraviolet Spectrometer). Космический зонд будет находиться на очень вытянутой эллиптической орбите на расстоянии от 22 до 44 тысяч километров до поверхности — значительно дальше, чем другие марсианские космические станции. В своей самой ближней точке орбиты зонд будет только слегка внутри орбиты спутника Марса Деймоса. Принцип работы на таком удалении похож на работу геостационарных спутников Земли: они находятся на высоких орбитах порядка 40 тыс.км, из-за этого их период обращения совпадает с периодом обращения Земли вокруг оси, и спутник висит над одной точкой поверхности. Hope Probe вблизи апоцентра (наиболее удалённой точки) также будет иметь возможность выполнять съёмку одного участка поверхности с длительной экспозицией — это принцип квази-геостационарных орбит. Такой взгляд с дальней перспективы будет дополнять данные по атмосфере спутников NASA MAVEN или будущего аппарата ESA ExoMars Trace Gas Orbiter, работающих на низких орбитах.

Hope Probe payload
Научные инструменты зонда Hope Probe.

Запуск арабского корабля с космодрома Танегасима в Японии сначала запланировали на 14 июля, но его пришлось отложить из-за погоды. Вторая попытка была назначена на 21:58 UTC 19 июля (по московскому времени — 0:58 20 июля). В этот раз всё прошло удачно. Трансляцию старта можно было наблюдать на многих каналах, включая официальный сайт миссии. Приводим здесь ссылку на запись соответствующего российского подкаста от портала Space Room.