Неожиданный гибрид осетра и веслоноса — веслосётр?

Годовалая особь русского осетра (<i>Acipenser gueldenstaedtii</i>).
Годовалая особь русского осетра (Acipenser gueldenstaedtii).

Венгерские учёные при попытке найти способ увеличения популяции осетра неожиданно даже для себя создали гибрид рыб разных семейств отряда осетрообразных.

Статья об этом опубликована в спецвыпуске «Цитогенетика рыб: настоящее и будущее» журнала открытого доступа Genes.

Эксперимент, в ходе которого икра осетра (Acipenser gueldenstaedtii) оплодотворялась молоками веслоноса (Polyodon spathula), имел целью добиться размножения осетра бесполым путём. У некоторых рыб возможен гиногенез — процесс, при котором роль сперматозоида сводится к механической функции, запускающей процесс деления яйца и эмбрионального развития, генетический материал сперматозоида в яйцеклетку не попадает. Так размножаются некоторые популяции и виды рыб, представленные в природе одними самками. Такие однополые формы рыб называют иногда спермопаразитами — за использование спермы самцов других, обычно близких, видов.

Веслонос
Веслонос (Polyodon spathula).

Осетры и веслоносы, хоть и относятся к одному отряду, довольно сильно различаются: и местообитанием — русский осётр населяет Каспийское, Чёрное и Азовское моря и нерестится во впадающих в эти моря реках, пресноводный веслонос живёт в реках Северной Америки; и пищевым поведением; и внешне. Эволюционные пути этих рыб разошлись очень давно — около 184 млн лет назад. Впрочем, будучи осетрообразными, они всё ещё похожи на своего далёкого общего предка и получили ярлык «живых ископаемых».

С точки зрения поставленной задачи, эксперимент венгерских учёных провалился: гиногенеза не произошло.

Зато случилась гибридизация и появился гибрид, получивший имя sturddlefish. (Как мы будем называть его по-русски? Веслосётр?) Гибридные рыбы получились разные, и это заметно с первого взгляда. Анализ показал, что отличия определяются соотношением генетического материала, полученного от родителей.

Sturddlefish
Два веслосетра. Гибриды полиплоидны и различаются размером генома.

Есть ли у веслосетра будущее? Авторы исследования ожидают обсуждения этого вопроса. Есть вероятность того, что новый гибрид покажет большую приспособленность к изменяющимся условиям, чем находящиеся под угрозой исчезновения родительские виды. Также вероятно, что эту рыбу можно будет выращивать в прудах — с целями как экономическими, так и экологическими.