Чернее чёрного: самые незаметные рыбы в морской пучине

Один из видов с феноменально чёрной кожей. Длинный светящийся усик используется как приманка — остальная рыба остаётся для жертвы незаметной.

Казалось бы — что может быть проще, чем спрятаться в почти полной темноте — в глубине моря, куда не проникает солнечный свет? Однако задача не так проста — особенно для рыбы, приманивающей добычу с помощью биолюминесценции. Чтобы затеряться на фоне тёмных вод, полезно быть очень, очень чёрным существом. Настолько полезно, что по этому эволюционному пути пошло множество существ, изучением кожи которых занялись американские учёные.

Руководили работой Карен Осборн (Karen Osborn), представляющая Национальный Музей Естественной истории Смитсоновского института (Smithsonian’s National Museum of Natural History), и Сонке Йонсен (Sönke Johnsen) из Университета Дьюка (Duke University). О результатах можно узнать из статьи, опубликованной в журнале Current Biology.

Для ловли рыбы на глубине исследователи использовали дистанционно управляемый аппарат и сеть. В районе Мексиканского залива они поймали 39 различных глубоководных чёрных рыб, и кожа 16 из них оказалась не просто тёмной — это поверхность, поглощающая 99,5% света. Знакомый нам чёрный — чёрная бумага, например, — отражает в 20 раз больше. Рекордсменом стал небольшой удильщик — его кожа отражает только 0,04% света.

Одна из сложностей в деле изучения таких рыб — очень сложно сфотографировать их так, чтобы была видна форма тела. На фото, как ни освещай объект, не видно почти ничего, кроме контура.

При увеличении под электронным микроскопом нормальная чёрная кожа и ультрачёрная кожа выглядят по-разному. Обе имеют крошечные структуры внутри клеток, которые содержат меланин, — меланосомы. Ультрачёрные рыбы отличаются формой и расположением меланосом. Они крупнее, особой геометрии и их больше — обычная чёрная кожа имеет и крошечные участки без меланосом, сверхчёрная заполнена пигментом почти без промежутков.

Очень чёрная рыба
Очень чёрная рыба.

Исследователи считают, что их работа может привести к созданию новых светоулавливающих материалов, крайне нужных в различных областях — от солнечных панелей до телескопов.