Группа американских биологов решила проверить, может ли борода защитить мужчину от травм в драке, подобно тому, как грива предохраняет шею льва от смертельных укусов при столкновениях с конкурентами.

Мужская борода — украшение в самом классическом биологическом смысле: имеется только у одного пола, появляется при половом созревании, вырастает боооольшая, и вроде как пользы от неё ноль. Или всё же выгода есть? Некоторые учёные очень серьёзно занимались вопросом о биологической роли бороды, выдвигая разные более или менее причудливые гипотезы. Например, борода защищает лицо от холода (помните песенку: «Согревает в холода борода»?). Спрашивается, почему такой полезной штуки нет у прекрасного пола? Ответ очевиден: мёрзнуть — удел мужчин. Женщина — хранительница очага, в холод сидит дома. Ещё одна замечательная гипотеза: борода маскирует охотника (!) — «размывает» чёткие контуры головы, что, видимо, полезно при выглядывании из засады

Более популярна версия полового отбора: борода нужна либо чтобы привлекать дам, либо чтобы запугивать конкурентов. И есть от чего испугаться: ведь растительность на лице визуально увеличивает размеры челюстей, а демонстрация зубов — типичный метод устрашения у приматов. А может, задача бороды — смягчать удары при драках? Последнюю версию учёные обосновывали, проводя параллель со львами. Между прочим, ещё Дарвин в «Происхождении человека» рассказывал, как грива защитила льва от укусов тигра, ворвавшегося в львиную клетку в одном из зоопарков.

Интересно, что львы — чуть ли не единственные среди кошачьих социальные животные. Кошки, как известно, большие индивидуалы. Лишь львы объединяются в прайды, иногда в три-четыре десятка голов. И именно у львиных самцов, единственных из всех кошек, имеется такое украшение — грива. Совпадение? Этолог Кэролайн Бланшар (D. Caroline Blanchard) видит причину в высокой частоте столкновений между самцами, причём цена проигрыша велика: победивший лев может не только изгнать конкурента из прайда, но и убить всех его котят. И вот, по мысли этолога, от смертельных укусов защищает дерущихся огромных кошек грива.

Логично допустить, что подобное верно для мужчин, которые часто дерутся, а в потасовках главная мишень — лицо противника. По статистике, мужчины действительно чаще, чем женщины, страдают от травм лица. Нижняя челюсть — одна из самых уязвимых частей черепа при ударах в лицо. Перелом челюсти — это очень больно. Полагают, что массивный череп с более толстыми стенками развился у человеческих самцов в том числе по этой причине: чтобы было сложнее проломить. Замечено, что массивное лицо у мужчин коррелирует с агрессивным поведением и успехом в сексе. И то же самое верно для бороды: исследования психологов показали, что бородатые дядьки выглядят более доминантно и устрашающе, а растительность на лице положительно влияет на репродуктивный успех в условиях высокой конкуренции. Возможно, борода выполняет роль амортизатора, поглощающего и рассеивающего энергию удара при «хуке» в челюсть?

Группа американских биологов решила испытать противоударные свойства зарослей на лице в эксперименте. Нет, они не стали отращивать бороды и лупить друг дружку. Испытаниям подверглись модели: на пластиковую имитацию кости помещали кусок овечьей кожи, покрытой шерстью. Почему-то исследователи выбрали именно овчину в качестве заменителя мужской бороды. Сами авторы пишут, что овечьи волосы толще и растут гораздо плотнее, чем человеческие: на 1 см2 овечьей кожи находится 6000 волосяных фолликулов, тогда как у человека на подбородке — только 70 волос на см2. Зато человеческие волосы в среднем в 5 с лишним раз длиннее овечьих. Авторы считают, что овечье руно можно считать «приблизительным заменителем» бороды, хотя я в этом, честно говоря, совершенно не уверен.

Исследователи наделали множество таких образцов. Овечью кожу специально пропитали физиологическим раствором, чтобы она была «поживей». Образцы делились на 3 категории: бритые (шерсть подрезана до длины 0,5 см), «эпилированные» (волосы удалены с корнями) и нетронутые, где волосы оставлены как есть, длиной около 8 см. По мысли авторов, такие варианты соответствуют полной бороде, короткой щетине и голой коже. Щетину включили в эксперимент, чтобы проверить, играют ли какую-то роль в защите от ударов волосяные фолликулы.

Опыты проводили в специальном устройстве, где образцы подвергались ударам падающего груза. Отбойник весом около 5 кг опускался на наковальню с определённой высоты (5—8 см). Таким образом было испытано 60 образцов: по 20 каждой категории.

Так выглядит устройство, в котором исследовали противоударные свойства бороды
Так выглядит устройство, в котором исследовали противоударные свойства бороды.

Что ж, результат обрадовал экспериментаторов. Волосы неплохо защищали «кость» от ударов: при одинаковых условиях повреждения получили 100% голых, 95% бритых и только 45% волосатых образцов. По-видимому, покрытая волосами кожа хорошо амортизировала удар, рассеивая энергию, замедляя движение отбойника и распределяя удар по большей площади (по выражению авторов статьи, примерно таким же путём «бронежилет задерживает пулю»). При этом, как видим, бритый вариант не сильно отличается от голого, значит, корни волос особой роли в защите не играют.

К этому можно добавить, что борода ещё и защищает кожу и мышцы лица от царапин и рваных ран, уменьшает трение при скользящем ударе и так далее. Поэтому, полагают исследователи, бородатый забияка получал меньше травм, а значит, бородатости сопутствовал естественный отбор. К тому же, сам вид густых зарослей свидетельствовал о том, что лицо надёжно защищено. Поэтому бородача и конкуренты побаивались, и дамы относились с уважением.

Кроме того, авторы считают, что результаты исследования говорят в пользу и защитной роли гривы у льва. Пожалуй, почему бы овечьей шерсти не имитировать заодно и львиное украшение? Переиначивая известное выражение, получился «лев в овечьей шкуре».

Не исключено, продолжают исследователи, что во всей эволюции человека существенную роль играла «специализация к дракам». Такая гипотеза высказывалась и раньше. Короткие передние конечности, особенности работы мышц, даже вертикальное положение тела можно рассматривать как адаптации, направленные на улучшение «боевых характеристик» гоминид. Борода — из этой же серии.

А как же другие опыты, в которых преимуществ бороды обнаружить не удалось? В одном из таких исследований анализировалось количество нокаутов в поединках по правилам «смешанных боевых искусств» (MMA). Сравнив показатели 600 таких боёв, исследователи не нашли свидетельств того, что бороды хоть как-то помогали их обладателям одерживать победы. Учёные пришли тогда к выводу, что бородачи могут запугивать конкурентов с помощью своих естественных украшений, но не более того.

И как же это согласуется с новыми результатами? Что ж, в новом исследовании речь-то идёт не о нокаутах, а о травматических ударах в челюсть, переломах и рваных ранах — это совсем не одно и то же, выкручиваются авторы публикации. Профессиональный поединок и уличная драка диктуют совершенно разные правила.

Остаётся вопрос: почему далеко не во всех человеческих популяциях мужчины могут похвастаться густыми бородами? Возможно, в тех сообществах, где встречаются лишь жиденькие бородёнки, не было такой силовой конкуренции между мужчинами, либо проявлялись какие-то иные важные ограничения — например из-за жары требовалось максимально увеличить площадь голой кожи. Наконец, пишут исследователи, то, что борода растет только у мужчин, но не растёт у женщин, говорит о том, что у подобного украшения явно имеются реальные недостатки. Не могу не согласиться с последним утверждением.