В крупнейшем ангаре Великобритании, который расположен в местечке Кардингтон, графство Бедфордшир, заканчиваются работы над гибридным авиационным транспортным средством Airlander 10. Через несколько месяцев, когда Airlander 10 поднимется в воздух, он станет самым большим современным воздухоплавательным средством в мире.
Производитель «Эйрлендера», британская Hybrid Air Vehicles (HAV), называет своё детище гибридным воздушным судном, так как оно сочетает элементы самолётов с фиксированными крыльями, вертолётов и дирижаблей. Длина Airlander 10 составляет 92 метра, что превышает размеры не только Airbus A380 и Boeing 747-8 (73 и 76 м, соответственно), но и Ан-225 «Мрия» (84 м). Впрочем, дирижабли класса «Гинденбург» (LZ129 и LZ130) имели длину 245 метров, а по объёму (200 тыс. м³) превосходили нынешнюю разработку HAV (38 тыс. м³) более чем впятеро.
Разработка современного дирижабля продолжается уже около десятилетия. Первый прототип, представлявший собой масштабную модель, поднялся в воздух в 2008 году. В 2012 году полноразмерный прототип HAV 304 совершил свой первый полёт, однако основной заказчик, Командование космической и ракетной обороны Армии США, в 2013 году закрыло проект. После этого британцы изменили концепцию и теперь готовы предложить модифицированную модель преимущественно для использования в промышленных, научных и развлекательных целях.
«Мы не собираемся конкурировать с семьсот сорок седьмыми, которые летают через Атлантику, но мы можем предложить уникальную возможность в области туризма и развлечений, — рассказал Крис Даньелз (Chris Daniels), директор по партнёрским отношениям HAV. — Наш корабль прекрасно подходит для осмотра достопримечательностей, так как его можно оснастить прозрачными панелями от пола и до потолка, и мы даже можем открыть окна, так как скорость не будет так велика, как у самолётов. Но мы не собираемся предлагать максимально быструю доставку из пункта А в пункт Б».
Первый полёт «Эйрлендера» должен состояться этим летом. Судно уже получило регистрационный номер G-PHRG. Компания надеется выпускать с десяток экземпляров ежегодно, начиная с 2018 года, в том числе некое пассажирское судно, которое может брать на борт 48 человек. Особые надежды HAV возлагает на ближневосточный рынок и на ООН, которая могла бы использовать «Эйрлендеры» для гуманитарных миссий.
Разумеется, за почти восемьдесят лет, прошедших с момента гибели «Гинденбурга», вопрос безопасности стал выглядеть совершенно иным образом. Airlander 10 заполняется негорючим гелием и устойчив к возможным повреждениям — даже пулевые отверстия в обшивке не приведут к аварийной ситуации.
Хотя аппарат ещё не поднялся в воздух, Hybrid Air Vehicles уже работает над следующей, ещё более крупной моделью. Модель Airlander 50, согласно планам, будет поднимать в воздух до 50 тонн полезной нагрузки.