Прогноз погоды на Марсе

Марсоход Perseverance, кроме экспериментальной установки по выработке кислорода из углекислой атмосферы и вертолёта, призванного изучить возможности полётов в сильно разреженном воздухе, содержит ещё одно пилотное устройство для обкатки технологии — портативную метеостанцию для анализа марсианской погоды.

MEDA location on Perseverance
Расположение узлов прибора MEDA на марсоходе.

Метеостанция MEDA (Mars Environmental Dynamics Analyzer) на борту Perseverance — один из экспериментальных приборов для проверки возможностей работы в марсианских условиях. Впервые устройство включили на 30 минут 19 февраля 2021 года, через день после посадки марсохода, и в тот же день с него были приняты первые погодные данные.

Масса прибора MEDA 5,5 кг, и он включает набор датчиков для мониторинга внешней среды. Это детекторы уровня пыли и шесть датчиков, снимающих погодные данные — силу и направление ветра, давление, относительную влажность, температуру воздуха, температуру почвы и радиоактивное излучение (от Солнца и космического пространства). Система выходит из спящего режима каждый час, снимает и записывает данные и опять отключается независимо от состояния марсохода. Запись происходит и днём, и ночью, а Perseverance при этом может быть и в спящем, и в рабочем режиме.

Wind sensors deployment on MEDA
Развёртывание датчиков ветра прибора MEDA 28 февраля 2021 года. NASA/JPL-Caltech.

Согласно датчикам солнечного излучения и пыли, атмосфера в кратере Езеро более прозрачна, чем в то же время в кратере Гейл на расстоянии около 3 700 километров, в котором работает марсоход Curiosity. На нём также установлена более простая «станция погоды» — прибор REMS (Rover Environmental Monitoring Station). Датчики давления прибора MEDA во время первых измерений указывали, что атмосферное давление у поверхности в этом районе Марса составило 718 паскалей (чуть меньше 1% земного). Это значение лежит в диапазоне 705 — 735 паскалей, которые для этого сезона и времени суток предсказывали модельные расчёты. Тогда же были получены первые данные по температуре у поверхности — -20°C, и на протяжении первого сеанса измерений в течение 30 минут температура упала до -25,6°C. За изменением погоды в точке работы Perseverance теперь можно наблюдать при помощи виджета на сайте NASA; из-за особенностей канала передачи данные обновляются с задержкой в 1—3 дня.

Актуальная сводка погоды в марсианском кратере Jezero — виджет NASA.

MEDA может снимать данные по температуре на трёх высотных отметках: 0,84, 1,45 и 30 метрах, кроме измерений температуры на поверхности. Система использует датчики на корпусе марсохода и его мачте, а также инфракрасный датчик, измеряющий температуру дистанционно — для измерений на высоте. Также прибор записывает данные о радиационном режиме (балансе излучения) вблизи поверхности. Сведения о космическом и солнечном излучении — критическая информация, которая будет использоваться для подготовки будущих пилотируемых экспедиций.

С вводом в эксплуатацию метеостанции MEDA планетологи теперь располагают тремя точками, с которых можно собирать данные об атмосфере — это марсоходы Perseverance, Curiosity и стационарная сейсмостанция InSight в долине Элизий, на которой также есть датчики температуры и силы ветра TWINS (Temperature and Wind sensors for InSight). Такая мини-сетка погодных станций позволяет изучать марсианские атмосферные явления в динамике, в частности, турбулентные потоки и вихри на масштабе регионов планеты. Сама станция MEDA ещё обслуживает первый марсианский аэродром, помогая выбрать оптимальные лётные условия для экспериментов с вертолётом Ingenuity.

Mars Environmental Dynamics Analyzer
Станция анализа погоды MEDA на борту Perseverance. NASA/JPL-Caltech.