NASA проводит первое в мире расследование аварии на другой планете

+7 926 604 54 63 address

NASA выяснило возможную причину аварии марсолёта Ingenuity. Автоматическую навигационную систему аппарата тренировали ориентироваться на сложном рельефе, и она не справилась с задачей, увидев перед собой почти чистый песчаный рельеф возле места последнего приземления.

Марсианский вертолёт Ingenuity послал последние сигналы на Землю в январе 2024 года, во время последнего полёта под номером 72. Он прибыл на Марс вместе с марсоходом Perseverance 18 февраля 2021 года, и 3 апреля начал полёты. Всего он работал в паре с марсоходом три года и пролетел 17 километров — в 30 раз дальше, чем планировалось. Общее время полётов составило более 2 часов, самое дальнее расстояние за один полёт — 704 метра, а наибольшая высота подъёма — 24 метра.

Полёт 72 18 января планировался как краткий вертикальный взлёт для проверки лётных систем и фотографирования местности. Данные показывают, что дрон поднялся на 12 метров, завис и сделал несколько снимков. На 19-й секунде он начал спуск, а на 32-й секунде — коснулся поверхности и прекратил передачу данных. На следующий день связь удалось восстановить, а на снимках, сделанных шесть дней спустя, стало видно, что лопасти вертолёта серьёзно повреждены (то есть обломаны).

Ingenuity broken blade
Тень от поломанной лопасти Ingenuity.

Навигационная система вертолёта должна была отслеживать особенности рельефа. Её основная функция — оценка скорости для приземления в пределах небольшого диапазона вертикальных и горизонтальных скоростей. Для этого использовалась камера на вертолёте, смотрящая прямо вниз. Рельеф предполагался в среднем плоским, но не вполне гладким — камни в марсианской пустыне фактически служили ориентирами для определения высоты и скорости. Этого хватало для первых полётов, тем более что их предполагалось сделать всего пять и на одном и том же участке. Но по мере разворачивания проекта марсоход с вертолётом удалялись всё дальше и дальше от места посадки, ситуация на рельефе становилась более непредсказуемой. Наконец стартовая площадка Ingenuity переместилась на участок кратера Jezero, заполненный песчаными дюнами. Проблема оказалась в том, что рельеф был неровный, но зацепиться глазом на нём было не на чем. Данные, переданные во время полёта 72, указывают на то, что в течение 20 секунд после взлёта навигатор вертолёта не смог найти подходящих ориентиров на местности. В результате вертолёт не смог рассчитать оптимальную скорость приземления и зацепился за поверхность. При этом сработал штатный алгоритм резкого набора высоты, что увеличило нагрузку на винты за пределами допустимой.

Ingenuity hard landing scenario
Реконструкция транспортного происшествия на Марсе. NASA/JPL-Caltech.

Фотографии с места происшествия указывают, что ошибки навигации привели к завышенной горизонтальной скорости транспортного средства при приземлении. Скорее всего, это привело к крену и запрокидыванию из-за того, что вертолёт зацепился о верхушку дюны. Повышенные нагрузки на лопасти привели к слому в их самом слабом месте — примерно на трети длины от конца (привет студентам строительной механики и сопромата). Сломанные лопасти вызвали повышенные вибрации системы ротора, что привело к отрыву того, что не успело оторваться. В свою очередь это привело к повышенному энергопотреблению мотора, и соответственно энергии не осталось на передачу данных, почему связь с вертолётом после посадки потерялась.

После неудачной посадки вертолёт тем не менее продолжает работать. Авионика робота не пострадала, и у него осталось памяти примерно на двадцать лет. Аппарат выполняет роль метеостанции: он записывает данные телеметрии и делает снимки. Раз в неделю он пересылает данные на Perseverance. Но в конце концов может случиться, что он не сможет больше передавать данные на Землю. Марсоход сейчас находится на расстоянии трёх километров от него, и когда он отъедет по своим делам дальше, связь прервётся. Ожидается, что выводы расследования и данные, которые вертолёт собирает в своей новой функции, пригодятся при проектировании следующих марсианских аппаратов. Разработчики уже тестируют более лёгкие и компактные системы авионики, а также продумывают проект нового марсианского вертолёта Mars Chopper.

Карта всех полётов Ingenuity.
.
Комментарии