Китайский телескоп FAST обнаружил первые пульсары

Пульсар PSR J1859-01.

Прошлой осенью в Китае заработал крупнейший в мире телескоп с заполненной апертурой — FAST (кит. 五百米口径球面射电望远镜, англ. Five hundred meter Aperture Spherical Telescope, «Сферический радиотелескоп с пятисотметровой апертурой»). За первый год работы он обнаружил два пульсара — об этом говорится в пресс-релизе на сайте Китайской академии наук (кит. 中國科學院).

FAST располагается в провинции Гуйчжоу. Он собран из 4450 треугольных панелей, каждая из которых имеет сторону в 11 метров. Постройка самого телескопа стоила 180 миллионов долларов и заняла пять лет, однако для того, чтобы FAST корректно работал, пришлось переселить более 9000 жителей окрестных деревень. На денежные компенсации и постройку нового жилья ушло ещё 269 миллионов долларов.

Одна из основных задач FAST — поиск пульсаров, и за первый год работы телескоп обнаружил несколько десятков потенциальных кандидатов. В сентябре астрономы с помощью радиотелескопа Паркс в Австралии подтвердили, что объекты PSR J1859-01 и PSR J1931-01 действительно являются пульсарами. Для краткости учёные называют их FAST pulsar #1 (FP1) и FAST pulsar #2 (FP2). «FP1 — пульсар с периодом обращения в 1,83 секунды, он находится на расстоянии примерно 16 тысяч световых лет от нас. FP2 имеет период обращения в 0,59 секунд и находится на расстоянии около 4,1 тысяч световых лет», — рассказывает заместитель главного инженера проекта FAST Ли Ди (Li Di).

Предполагается, что FAST также будет заниматься поиском гравитационных волн и внеземных цивилизаций. А конечная цель, по словам сотрудника Национальной астрономической обсерватории (кит. 国家天文台, англ. National Astronomy Observatory of China, NAOC) Китайской академии наук Цянь Лэя (Qian Lei), состоит в том, чтобы «открыть законы развития вселенной». Обнаружение пульсаров учёные встретили с энтузиазмом. «Два новых пульсара символизируют рассвет новой эры — эры грядущих открытий, совершённых с помощью китайских радиотелескопов», — говорит директор NAOC Янь Цзюнь (Yan Jun).