Рентгеновский космический телескоп «Эйнштейн» опубликовал первое изображение. В кадре — 4000-летний остаток Сверхновой

9 января 2024 года был запущен китайский рентгеновский телескоп «Эйнштейн». На днях команда телескопа опубликовала его первый тестовый снимок, или first light. На снимке — остаток взрыва Сверхновой в созвездии Кормы, которую могли наблюдать на Земле 4 тысячи лет назад.

Einstein probe patch
Логотип Einstein probe.

Einstein Probe — рентгеновская космическая обсерватория, разработанная Академией наук КНР (CAS) вместе с Европейским космическим агентством ESA и Институтом внеземной физики Макса Планка (MPE). На борту аппарата два инструмента: широкоугольный рентгеновский телескоп (Wide-field X-ray Telescope, WXT) и следящий рентгеновский телескоп (Follow-up X-ray Telescope, FXT). Основные задачами обсерватории — мониторинг переменных объектов и поиск высокоэнергетических переходных процессов в рентгеновском диапазоне. Прежде всего в центре внимания — наблюдения за чёрными дырами, нейтронными звёздами и другими космическими явлениями, которые проявляются в рентгеновском спектре.

После запуска аппарат вышел на высоту орбиты около 600 км. Период обращения спутника 96 минут, и наклон его орбиты составляет 29 градусов — таким образом за три оборота вокруг Земли спутник сможет увидеть почти всю ночную часть небесной сферы. Плановый срок службы зонда на орбите — по меньшей мере три года.

X ray image of Puppis A Supernova remnant by Einstein Probe
Остаток Сверхновой в созвездии Кормы (Puppis A), вспыхнувшей 4000 лет назад — снимок телескопа «Эйнштейн» в рентгеновском спектре.

Три основных направления исследований телескопа — чёрные дыры, гравитационные волны и Сверхновые. Первое изображение телескопа — как раз остаток Сверхновой, или объект с обозначением Puppis A. Этот объект открыли ещё в 1971 году, и он является одним из самых ярких рентгеновких источников. Его фотографировали в рентгеновском спектре и раньше, в частности, известен его снимок с телескопа «Чандра».

Объект Puppis A — это остатки Сверхновой в южном созвездии Кормы (Puppis), свет от взрыва которой достиг Земли 4 тысячи лет назад. Расстояние до звезды — около 7 тысяч световых лет. На снимке «Эйнштейна» в рентгеновском спектре видна облаковидная структура остатков звезды, закончившей эволюцию как Сверхновая. В центре структуры — яркая точка, ядро бывшей звезды, которое превратилось в нейтронную звезду. Снимок камеры FXT сопровождается спектрограммой, по которой можно оценить распределение энергии по разным частотам спектра, а также определить, какие тяжёлые элементы присутствовали в звезде на момент взрыва.

Einstein probe WXT camera calibration image
Калибровочный снимок широкоугольной камеры телескопа WXT. Направление кадра — центр Млечного Пути. Рентгеновские источники показаны оттенками пурпурного цвета. EPSC, NAO/CAS; DSS; ESO.