Эксперимент по выращиванию картошки «на Марсе»: первые результаты

Эта установка поддерживает условия, близкие к марсианским. Внутри растёт картофель, и процесс в реальном времени транслируется на сайт проекта. Источник: <a href="http://cipotato.org/press-room/blog/indicators-show-potatoes-can-grow-mars" target="_blank">International Potato Center</a>.
Эта установка поддерживает условия, близкие к марсианским. Внутри растёт картофель, и процесс в реальном времени транслируется на сайт проекта. Источник: International Potato Center.

Герой фантастического романа «Марсианин» застрял на красной планете дольше положенного срока и выжил, питаясь выращенной на месте картошкой. Похоже, эта ситуация не такая уж и фантастическая — учёным из НАСА и Международного центра по картофелю (исп. Centro Internacional de la Papa, CIP, англ. International Potato Center, IPC) удалось вырастить клубни в условиях, близких к марсианским. Об этом говорится в пресс-релизе IPC.

Международный центр по картофелю — это центр по изучению клубневых культур, учреждённый по указу правительства Перу. Организация занимается борьбой с голодом, бедностью и истощением природных ресурсов. Когда специалисты Центра совместно с НАСА запустили эксперимент по выращиванию картофеля в «марсианских» условиях, они думали не только о покорении космоса. Учёные хотели выяснить, может ли картошка выжить в экстремальном климате и нашей собственной планеты, в регионах, которые страдают от последствий глобального потепления.

«Что может быть лучше для изучения изменения климата, чем культивация растений на планете, которая умерла два миллиарда лет назад?» — говорил пресс-секретарь IPC во время запуска проекта. — Мы хотим, чтобы люди поняли: если мы можем вырастить картофель в таких экстремальных условиях, какие существуют на Марсе, мы можем спасти людей на Земле». «Нам нужно знать, какие минимальные условия необходимы картофелю для выживания», — добавляет член научной группы, геолог Хулио Вальдивия-Сильва (Julio Valdivia-Silva).

В 2016 году исследователи завезли 100 килограммов почвы из перуанской пустыни Пампас де ла Хойя. «Этот грунт напоминает марсианский больше, чем любая другая почв на Земле», — комментирует планетолог Кристофер Маккей (Christopher McKay) из НАСА. Учёные сконструировали модифицированную версию платформы для микроспутников CubeSat и поместили туда герметичный контейнер, в котором находятся почва и клубни. Внутри поддерживаются характерные для Марса условия: температура, смена дня и ночи, давление, концентрация кислорода и углекислого газа. В установку встроена система полива, датчики и камеры, которые в реальном времени транслируют изображение на сайт проекта.

Предварительные результаты показали, что картофель прекрасно справляется с условиями красной планеты. «Было очень приятно увидеть, что выведенная нами разновидность, приспособленная к абиотическому стрессу, смогла дать клубни в этой почве, — говорит селекционер IPC Уолтер Аморос (Walter Amoros). Учёный рассказал, что лучше всего в сухой почве росла солеустойчивая разновидность, которую учёные вывели специально для местности с субтропическим климатом. Недавно её начали культивировать в прибрежных районах Бангладеш, на почвах с высоким содержанием солей.

Независимо от того, увенчается ли успехом затея с марсианским земледелием, эксперимент уже показал, что картошку можно выращивать в экстремальных земных условиях «Результаты показывают, что наши усилия по выведению сортов с высоким потенциалом укрепления продовольственной безопасности в регионах, которые подвержены или в будущем подвергнутся изменению климата, приносят плоды», — заключает Аморос.