Возможно, вы видели рекламу, обещавшую удачное свидание всем, кто нанесёт на кожу немного «человеческих феромонов». Однако учёные уже довольно долго спорят о том, синтезирует ли человеческий организм соединения, влияющие на поведение других людей таким образом, что их можно назвать феромонами. Новое исследование продемонстрировало, что два вещества, которые — если верить заявлениям их защитников — должны повышать привлекательность, в действительности не работают таким образом.
Результаты работы были опубликованы в издании Royal Society Open Science.
Исследователи сконцентрировались на изучении двух веществ, считающихся «человеческими феромонами». Одно из них, андростадиенон, можно обнаружить в сперме и мужском поте, другое, эстратетраенол, в женской моче.
Чтобы оценить эффективность гипотетических феромонов, учёные провели два эксперимента. Для первого из них группе добровольцев (в эксперименте приняли участие 24 гетеросексуальных мужчины и 22 гетеросексуальных женщины) нужно было два дня подряд рассматривать изображения гендерно-нейтральных лиц, полученных при объединении фотографий мужчин и женщин. В один из дней испытуемым женского пола давали вдыхать андростадиенон, а добровольцам-мужчинам — эстратетраенол. Во второй день участники получили ватки, пропитанные веществом, которое на сексуальность и привлекательность не могло влиять и использовалось в качестве контрольного. Исследователи попросили участников идентифицировать гендерно-нейтральные лица как мужские или как женские. Учёные предположили, что, если бы используемые в эксперименте вещества действительно были феромонами, то женщины под воздействием андростадиенона воспринимали бы такие лица как мужские, а мужчины — под влиянием эстратетраенола — как женские. Но этого не произошло.
В рамках второго эксперимента добровольцам (на этот раз в группу вошли 43 гетеросексуальных мужчины и 51 гетеросексуальная женщина) предложили оценить сексуальную привлекательность и гипотетическую склонность к неверности представителей противоположного пола, лица которых были изображены на фотографиях. Но и на этот раз результатов воздействия андростадиенона или эстратетраенола выявить не удалось. Исследователи сообщили, что не обнаружили никакого эффекта от применения указанных стероидов и предложили перестать обозначать андростадиенон и эстратетраенол как «так называемые человеческие феромоны».
«Я убеждён, что андростадиенон и эстратетраенол не стоят того, чтобы за ними гоняться», — рассказывает ведущий автор исследования Ли Симмонс (Leigh Simmons), эволюционный биолог из Университета Западной Австралии (The University of Western Australia).
Симмонс относится к группе учёных, полагающих, что человеческие феромоны действительно существуют, просто ни одно из этих веществ пока не было обнаружено. Изучавшиеся в ходе нового исследования вещества руководитель работы считает неудачным образцом, получившим широкое распространение в результате «проблемы картотечного ящика» — ситуации, когда негативные результаты экспериментов остаются «в картотеке» лабораторий и не получают огласки.
Своё мнение по поводу нового исследования высказала Марта Макклинток (Martha McClintock), специалистка по поведенческим нейронаукам из Чикагского университета (The University of Chicago), сыгравшая важную роль в повышении популярности андростадиенона и эстратетраенола как феромонов. Она полагает, что в работе Симмонса опровергается лишь чрезвычайно упрощённый подход к этим веществам, предполагающий, что они обладают почти мифической способностью привлекать партнёров. Макклинток утверждает, что протестированные соединения могут влиять на поведение людей — но это влияние гораздо тоньше и сложнее, чем принято считать. В новом исследовании Макклинток было, в частности, показано, что вдыхание андростадиенона, например, из пота другого человека, может оказать воздействие на эмоции. «Несомненно, что это соединение, даже в небольших количествах, влияет на работу мозга», — утверждает исследовательница.
Тристрам Вятт (Tristram Wyatt), исследователь феромонов из Оксфордского университета (University of Oxford), находит новую работу вполне убедительной и надеется, что в будущем исследователи изменят подход к изучению феромонов. «Работы, сконцентрированные на сексуальности и привлекательности, затрагивают сложную область, поскольку сексуальное поведение человека до сих пор не вполне изучено, — поясняет Вятт. — Вместо этого учёным следует заняться изучением маленьких детей. У них ещё нет личных ассоциаций с запахами. Тем не менее, грудные дети реагируют на феромоноподобные соединения, выделяемые железами на ареоле соска — эти вещества заставляют младенцев высунуть язык и присосаться к груди».