Установлен источник крупнейшего из зафиксированных марсотрясений

Космический аппарат <abbr lang="ru" title="NASA — Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США">НАСА</abbr> «InSight» и его инструменты на поверхности Марса. Иллюстрация предоставлена Лабораторией реактивного движения <abbr lang="ru" title="NASA — Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США">НАСА</abbr> и Калифорнийского технологического института (NASA/JPL-Caltech).
Космический аппарат НАСА «InSight» и его инструменты на поверхности Марса. Иллюстрация предоставлена Лабораторией реактивного движения НАСА и Калифорнийского технологического института (NASA/JPL-Caltech).

Международная команда учёных, возглавляемая Оксфордским университетом, объявила о результатах беспрецедентных международных поисков источника крупнейшего из зафиксированных на Марсе сейсмических событий.

Согласно проведённому исследованию, это событие было вызвано не столкновением с метеоритом, а мощными тектоническими сдвигами в коре планеты. Полученные результаты опубликованы сегодня в журнале «Geophysical Research Letters».

Данное марсотрясение магнитудой 4,7, вызвавшее колебания на всей поверхности планеты в течение не менее шести часов, спускаемый аппарат НАСА «InSight» зафиксировал 4 мая 2022 года. Поскольку сейсмические сигналы были похожи на принимавшиеся ранее после ударов метеоритов, команда, предположив, что и на этот раз событие (получившее название «S1222a») вызвано столкновением, организовала международный поиск свежего кратера.

Хотя Марс меньше Земли, площадь поверхности его суши из-за отсутствия океанов такая же, как на нашей планете. Чтобы обследовать эту огромную площадь (144 миллиона км2), руководитель исследования доктор Бенджамин Фернандо (Benjamin Fernando) с физического факультета Оксфордского университета обратился за помощью к Европейскому космическому агентству, Национальному космическому агентству Китая, Индийской организации космических исследований и Космическому агентству Объединённых Арабских Эмиратов. Это, похоже, первый случай сотрудничества в рамках одного проекта руководителей всех миссий, работающих на марсианской орбите.

За время своего пребывания на Марсе «InSight» (разработанный совместно с Оксфордским университетом) зафиксировал по меньшей мере 8 марсотрясений, вызванных ударами метеоритов. После двух самых мощных ударов образовались кратеры диаметром около 150 метров. Если бы событие S1222a произошло из-за столкновения с метеоритом, то, по оценкам специалистов, кратер имел бы диаметр не менее 300 метров. Каждая из исследовательских групп, надеясь обнаружить новый кратер или какие-то ещё характерные признаки удара (например, пылевое облако, появившееся через несколько часов после марсотрясения), тщательно изучила данные своих вращающихся вокруг Марса спутников.

Сегодня, после нескольких месяцев поисков, международная команда объявила, что свежий кратер не обнаружен. Следовательно, событие было вызвано высвобождением огромной тектонической энергии в недрах Марса. Получается, что сейсмическая активность этой планеты гораздо выше, чем считалось ранее.

«Разгадка тайны S1222a в рамках данного проекта потребовала огромных международных усилий, и я бесконечно благодарен всем, кто внёс свой посильный вклад. Я надеюсь, что этот проект станет образцом плодотворного международного сотрудничества в глубоком космосе».
Доктор Бенджамин Фернандо, физический факультет Оксфордского университета.

Доктор Фернандо: «Мы по-прежнему считаем, что на сегодняшнем Марсе активная тектоника плит отсутствует, поэтому причиной данного события является, вероятно, высвобождение напряжения, накопившегося в марсианской коре. Это напряжение в течение миллиардов лет формировали эволюционные процессы, включая охлаждение и сжатие с разной скоростью разных частей планеты. Мы всё ещё не до конца понимаем, почему в некоторых частях Марса напряжение выше, чем в других, но результаты, подобные данному, способствуют нашему продвижению вперёд. Когда-нибудь с помощью этой информации мы сможем точно выяснить, какие места на Марсе безопасны для жизни людей, а каких следует избегать!»

Доктор Даниэла Тирш (Daniela Tirsch), научный координатор стереокамеры высокого разрешения на борту космического аппарата «Mars Express» Европейского космического агентства: «Данный опыт показал, насколько важно держать в районе Марса комплекс разнообразных приборов, и мы очень рады, что в успешном завершении мультиинструментального международного проекта есть и наша заслуга».

Доктор Цзяньцзюнь Лю (Jianjun Liu) (Национальные астрономические обсерватории Китайской академии наук): «Мы готовы, сотрудничая с учёными всего мира, делиться научными данными и применять их для углубления знаний о Марсе, и мы гордимся тем, что предоставили данные с цветных формирователей изображения «Tianwen-1», чтобы внести свой вклад в реализацию этого проекта».

Доктор Димитра Атри (Dimitra Atri), руководитель группы по изучению Марса в Нью-Йоркском университете в Абу-Даби (New York University Abu Dhabi), предоставивший данные с космического аппарата «Hope» ОАЭ: «Это было для меня прекрасной возможностью сотрудничать с командой «InSight», а также с представителями других крупных миссий, цель которых — изучение Марса. В исследовании Марса поистине золотой век!»

S1222a — одно из последних событий, зафиксированных космическим аппаратом «InSight» . Оно произошло незадолго до того, как в декабре 2022 года было объявлено, что миссия этого аппарата завершена. Сейчас команда стремится применить полученные в ходе этого исследования знания к реализации новых проектов, включая предстоящие миссии на Луну и спутник Сатурна Титан.

Исследование «Тектоническое происхождение наблюдавшегося «InSight» крупнейшего марсотрясения» (‘A tectonic origin for the largest marsquake observed by InSight’) было опубликовано в журнале «Geophysical Research Letters».