Когда археологи заявляют о находке древних женских погребений с оружием, воображение рисует образы суровых скандинавских дев-воительниц или каких-нибудь скифских амазонок. Интересно, что нарисует ваше воображение в связи с находкой, о которой я расскажу?
В 1969 году рабочие, прокладывавшие водопровод в местечке Суонтака (Suontaka Vesitorninmäki, муниципалитет Хаттула, Финляндия), наткнулись на меч с бронзовой рукоятью. Археологи начали раскопки и обнаружили могилу, а в ней — второй меч, на этот раз без рукояти, зато инкрустированный серебром. Сам скелет сохранился очень плохо. Из погребения удалось извлечь только части бедренных костей. Вместе с останками лежали серп и нож в ножнах, а также украшения — овальные броши, подвеска из двух спиралей, красивая брошь-застёжка. Такие вещи обычно клали в женские могилы, поэтому находка в Суонтаке приобрела славу «женщины с двумя мечами». Представляете могучую даму, с двух рук рубящую врагов в капусту? Декорированный меч с бронзовой рукояткой, найденный в погребении, стали приводить как пример «женского оружия». Впрочем, нашлись критики, несогласные с такой трактовкой. Дело в том, что скандинавские погребения женщин с оружием уже были известны, но какие-либо женские аксессуары в них как правило отсутствовали. Здесь же мы видим и женские «побрякушки», и оружие в одном месте. Быть может, это двойная могила, и инвентарь от разных тел перемешался? Правда, второго скелета нет, но и те кости, что найдены, в плачевном состоянии. Останки ещё одного индивида могли полностью разложиться.
Судя по вещам, могила относилась к концу XI — началу XII века, что подтвердило прямое радиоуглеродное датирование бедренной кости: 1040—1174 гг. нашей эры, раннее средневековье. Суонтака в это время был важным населенным пунктом, где происходила активная торговля мехом.
Чтобы наконец прояснить ситуацию, археологи из Финляндии и Германии недавно провели новое комплексное исследование находок из Суонтаки. Прежде всего они проштудировали оригинальную полевую документацию. На фотографиях видно, что между мечом с бронзовой рукоятью и собственно могилой с телом и другими находками располагался слой тёмной земли. Из этого исследователи сделали вывод, что меч не связан напрямую со скелетом. Судя по всему, меч с рукоятью не имел отношения к покойному и очутился в могиле позже, быть может, даже был намеренно кем-то спрятан в этом месте, например, «для магических целей». При этом никакого намёка на второе погребение нет, и размер ямы годится только для одного индивида. Все прочие находки, кроме злополучного меча, явно положили в могилу вместе с телом: второй меч лежал слева в районе таза, серп — повыше, в области груди. Две овальные броши находились около плеч, что характерно для женских одеяний данной эпохи; спиральная подвеска располагалась на груди.
Второй меч интересен тем, что был лишён рукоятки. Её могли удалить, чтобы сделать оружие непригодным для использования, менее опасным, «менее жестоким», если рассматривать ситуацию с символической точки зрения. Впрочем, рукоятка могла быть деревянной и просто сгнила.
Кроме того, археологи исследовали грунт, который был изъят из могилы вместе с фрагментами бедренных костей. Изучив пробы грунта под микроскопом, в них обнаружили крошечные волоски. Часть шерстинок оказалась овечьими, причём некоторые были естественного белого и коричневого цвета, другие же окрашены в синий или голубовато-зелёный цвет. А кроме того, нашлись шерстинки пушных зверей, вероятно рыжей лисы или кого-то куньего, а также кролика или зайца (правда, всего один волосок). Вдобавок, исследователи разглядели три крошечных фрагмента птичьих перьев. По мнению ученых, это значит, что покойный мог быть одет в шерстяную одежду с элементами из меха или кожи, а наличие перьев говорит о перьевой подстилке или подушке. Всё это вместе с дорогим мечом и украшениями свидетельствует о высоком статусе человека.
Но самое интересное началось, когда за дело взялись генетики. Им удалось выделить из бедренной кости некоторое количество ДНК, маленькое, но достаточное, чтобы попытаться определить пол индивида. И что же? Число фрагментов Х- и Y-хромосом не соответствовало ни женскому (ХХ), ни мужскому (XY) варианту. Быть может, в результате загрязнения смешался генетический материал разных человек — мужчины и женщины? Но дальнейший анализ показал, что с вероятностью более 99% ДНК принадлежала одному индивиду с кариотипом ХХY, то есть мужчине с дополнительной Х-хромосомой. Такое явление называется синдром Клайнфельтера и встречается у 1 из 576 новорожденных мальчиков.
А как такой синдром проявляется во внешности? Нередко «люди ХХY» выглядят как обычные мужчины и даже не догадываются о своей особенности. Однако иногда синдром Клайнфельтера проявляет себя: мужчина бесплоден и испытывает дефицит тестостерона, его половые признаки недоразвиты, и может развиться грудь по женскому типу. Кроме того, замечено, что такие люди часто бывают застенчивыми и неуверенными в себе, ощущая себя физически более женственными, чем «нормальные мужчины». Впрочем, речь о современных носителях XXY, а как мог чувствовать себя подобный человек в Финляндии XI—XII веков, сказать трудно…
Итак, у нас есть необычный «XXY»-человек высокого статуса, богато одетый, с мечом и с различными женскими аксессуарами. Археологам известна ещё пара погребений людей с синдромом Клайнфельтера, но сами могилы были вполне типичными. Человек с атрибутами «смешанного пола», фактически, найден впервые. К сожалению, ничего нельзя сказать о том, как выглядел этот индивид и как он себя идентифицировал — как мужчину, как женщину или же как некий «небинарный гендер», как выражаются авторы статьи.
Однако исследователи пытаются представить, как в обществе могли относиться к человеку из Суонтаки, если синдром Клайнфельтера проявлялся в его внешности. Следовало бы ожидать, что в ультрамаскулинном обществе раннего Средневековья такой женственный мужчина мог подвергаться насмешкам и восприниматься негативно. Но в погребении мы видим совсем иную ситуацию: человек хорошо одет, у него дорогие украшения, меч инкрустирован серебром, а тело положили на перину, как для спокойного сна. Исследователи полагают, что в дохристианской Северной Европе могли существовать шаманы-«трансвеститы», занимавшиеся женской магией, к которым относились терпимо и даже ценили за их физические и психические особенности. В конце концов, с женской магией был связан сам Один! Известна могила XII века, найденная в Швеции, в которой лежал мужчина в женской одежде, но в окружении мужских предметов. Полагают, что это мог быть колдун-трансвестит, принадлежавший к саамской культуре.
Есть и другая версия: быть может, человек из Суонтаки обладал высоким статусом просто ввиду принадлежности к богатой семье с хорошими связями, и поэтому с его особенностями мирились: положение в обществе давало ему больше возможностей в «выражении своей гендерной идентичности», чем простым смертным, для которых нетрадиционное поведение едва ли было допустимым.
Вряд ли человек из Суонтаки был чужестранцем: все вещи в могиле говорят о местном происхождении. Поэтому версию, будто «чужака» похоронили с женскими атрибутами с целью унизить его, авторы отбрасывают как маловероятную.
Но, быть может, современные взгляды на то, как полагается вести себя и как одеваться, нельзя напрямую переносить на раннесредневековое общество? — задают вопрос авторы исследования. А индивид из Суонтаки был не просто шаманом или мужчиной, которого заставили переодеться «в женщину», а личностью, которую даже воинственные средневековые финны уважали и который достиг высокого положения в своем окружении несмотря на свои особенности.
И не потому ли в могилу позднее подложили эффектный меч, что в памяти следующего поколения погребенный в Суонтаке оставался важной фигурой?