Генетики поменяли пол скифскому воину

Речь о мумии, найденной тридцать лет назад в Туве. Тогда учёные решили, что в могиле покоится юноша-воин, поскольку вместе с отлично сохранившимися останками лежал комплект оружия: боевой топор, лук и колчан со стрелами. Теперь разобраться с полом погребённого помог генетический анализ.

В 1988 году археологи Марина Килуновская и Владимир Семенов проводили в местечке Сарыг-Булун (Центральная Тува) спасательные раскопки скифского могильника, которому грозило разрушение при строительстве автодороги. Могильник, состоявший из восьми курганов, датировали VIII—VI веками до н.э. Археологи раскопали два кургана, которые должна была повредить стройка, и обнаружили в них семь взрослых и детских могил.

Особый интерес представляло погребение №5. В колоде из цельного куска дерева лежал на боку подросток 12—14 лет (возраст определили по зубам и длинным костям). Захоронение, покрытое сверху плоскими камнями, оставалось изолированным от внешней среды, поэтому хорошо сохранился не только скелет, но и часть мягких тканей, включая кожу лица, ухо и даже бородавку на щеке. На животе подростка виднелся грубый шов, так что мумификация могла быть и искусственной.

Фото захоронения и рисунки погребальной колоды с разных ракурсов
Фото захоронения и рисунки погребальной колоды с разных ракурсов.

Кроме того, уцелела часть одежды, в том числе кожаная шапочка. Поскольку на верхней части головы кожа отсутствовала, исследователи предположили, что покойник скальпирован, но следов режущих инструментов на черепе не нашли. По этой же причине возникло предположение, что шапка сделана из кожи, взятой с головы подростка. Однако недавно учёные провели изотопный анализ изделия и костей ребенка. Оказалось, что «хозяин» кожи, из которой сшили шапку, и тот, кто в этой шапке похоронен, питались по-разному — то есть кожа не ребёнка, а какого-то животного.

Археологам такой головной убор попался впервые. Специалисты восстановили первоначальную форму шапки, сшитой из множества кожаных лоскутов и покрытой красным спиралевидным орнаментом.

В могиле сохранились остатки и других элементов одежды, в том числе шуба с длинными рукавами, куртка и даже следы нижней рубахи, хотя от неё к 2019 году уже ничего не осталось. Изучив материал шубы под микроскопом, исследователи пришли к выводу, что её сшили из множества шкурок тушканчиков.

А ещё в могиле, за спиной у подростка, лежал боевой топор (чекан), лук и колчан с десятью стрелами — весь комплект вооружения, не хватало лишь меча-акинака. Странно: обычно в колодах скифы хоронили только детей, а тут — оружие. Кроме этого, в погребении не обнаружили никакого инвентаря — ни украшений, ни зеркал, так что у исследователей были все основания считать, что покойный — юный воин мужского пола.

Боевой топор (чекан) из захоронения
Боевой топор (чекан) из захоронения.

И так бы и продолжали считать, если бы не генетический анализ. В 2019 году за исследование ДНК скифского подростка взялись генетики из МФТИ, которые получили для этой цели 3 зуба и кусок кожи из погребения. Уже первый тест показал, что в образце отсутствуют фрагменты Y-хромосомы. Это могло означать, что останки — женские! Для проверки специалисты сначала провели анализ гена амелогенина: дело в том, что версии этого гена, находящиеся на X и Y-хромосоме, различаются. И снова результат, говорящий об отсутствии Y-хромосомы. Наконец, геном подростка секвенировали полностью и убедились, что Х-хромосом в образце примерно столько же, сколько и любых неполовых хромосом — то есть вариант ХХ, что означает «девочка».

Скифская девушка-воин. Быть может, это одна из легендарных амазонок, о которых писал Геродот?

В статье в Siberian Times цитируют другого античного автора — Гиппократа, писавшего об амазонках Центральной Азии: «Их женщины, пока девственницы, ездят верхом, стреляют, бросают копьё во время верховой езды и сражаются со своими врагами… Они берегут свою девственность до тех пор, пока не убьют трёх своих врагов, и они не вступают в брак, пока не совершат традиционные священные обряды».

У юной амазонки был выбор стрел: две с деревянными наконечниками, одна с костяным, остальные с бронзовыми
У юной амазонки был выбор стрел: две с деревянными наконечниками, одна с костяным, остальные с бронзовыми.

В публикации в журнале Stratum Plus исследователи радуются тому, что спустя 30 лет после раскопок новые методы помогают археологам делать открытия: учёные узнали, что в могиле — девушка, выяснили некоторые детали её питания и даже определили, шкурки каких зверьков пошли на шубу.

Мне вспоминаются недавние сенсационные находки дев-воительниц — викингов в Скандинавии. Раздавались недовольные голоса о том, что это де конъюнктурные открытия «в угоду политкорректности». Я надеюсь, в новом исследовании российских учёных никому не померещится конъюнктура.