Более 1000 лет назад на юго-востоке Швеции был похоронен знатный викинг. В могилу с покойником положили богатые дары, причитающиеся воину — меч, топор, копье, стрелы, боевой нож, два щита и двух лошадей. Традиционная картина, в которой необычно только одно: могучий воин был… женщиной.
Погребение Bj 581 археологи раскопали ещё в XIX веке, когда начали изучать древний город на территории Швеции — Бирку. Когда-то, в VIII—X веках, Бирка представляла собой важный центр, куда стекались торговые пути из Арабского Халифата, проходившие через Восточную Европу, по Волге и Днепру. В процессе раскопок было вскрыто около 1200 могил, а всего их на кладбище Бирки более 3000, что делает это место крупнейшим погребальным комплексом эпохи викингов. Судя по всему, успешная торговля привлекла в Бирку не только арабское и византийское серебро от продажи меха и рабов, но и всевозможные культурные влияния. Это выразилось в разнообразии погребальных практик — от сидячих могил до кремаций.
Что касается Bj 581, то специалисты полагали: похоронен здесь не просто воин, а лидер, стратег. Об этом говорил, например, набор игральных фишек, найденный в коленях у скелета. Конечно, это должен быть мужчина!
Когда антропологи в 70-х годах прошлого века исследовали индивида Bj 581 и заподозрили, что в могиле могла лежать дама, начались споры: а действительно ли скелет относится к данному погребению? Копали ведь давно, могли и перепутать. Может, предметы в могиле не имеют отношения к покойнику? Может, это просто семейные реликвии, отражающие статус рода, а не конкретного человека? В конце концов, в могиле изначально мог лежать мужчина, которого потом по каким-то причинам вынули, а вместо него похоронили женщину, без какого-либо инвентаря. Сомнительное объяснение, но не думаете же вы всерьёз, что в могиле женщина-воин! Кто-то, конечно, вспомнил, что в дошедшем до современности викингском фольклоре упоминались некие «девы со щитом», вроде «Рыжей женщины», возглавлявшей флот викингов в Ирландии. Однако многие специалисты полагали, что это не более чем мифические герои, не имевшие прототипов.
Времена меняются. В 2016 году опубликовали результаты очередной экспертизы останков: судя по строению таза, особенностям нижней челюсти и тонкости костей скелет действительно походил на женский, и к этому научное сообщество отнеслось уже серьёзно. Чтобы проверить, верны ли выводы антропологов, а заодно убедиться, что скелет и череп принадлежали одному и тому же индивиду, генетики во главе с Шарлоттой Хеденстирна-Йонсон (Charlotte Hedenstierna-Jonson) из Университета Упсалы (швед. Uppsala Universitet) взялись за древнюю ДНК. Получили образцы из левого клыка и левой плечевой кости скелета. Выделили ядерный и митохондриальный геномы. Гаплогруппа мтДНК из обоих образцов совпала, и, судя по отсутствию признаков Y-хромосомы, пол останков мог быть только женским. Итак, смешения костей не произошло, клык и плечо от одного и того же человека, и это действительно дама, которая оказалась родственной современным жителям Северной Европы, особенно — кто бы мог подумать! — шведам. Специалисты вдобавок проанализировали содержание изотопов стронция в зубах воительницы и пришли к выводу, что в детстве её привезли в Бирку откуда-то из другой местности.
Конечно, женщина из погребения Bj 581 не обязательно сражалась с оружием в руках на поле брани. На её костях, например, не найдено признаков боевых травм. Однако на скелетах викингов из других могил Бирки такие повреждения тоже встречаются нечасто. По мнению археологов, само расположение предметов и тела в могиле и полное отсутствие каких-либо женских вещей отметают любые версии кроме одной: погребённая женщина действительно была военным лидером.
Предвидя возражения, авторы статьи в American Journal of Physical Anthropology не без сарказма замечают, что, если бы скелет был мужским, никаких сомнений относительно принадлежности оружия и коней не возникло бы. Вот она, сила гендерных стереотипов!
Научная статья заканчивается на поэтической ноте, строками из древнеисландской песни:
Увидела знатная:
беда угрожает —
задумала смелое,
сбросила плащ,
меч обнажила,
родных защищая, —
трудна была схватка
воинов с нею!