Человек с травмой спинного мозга встал на ноги после клеточной трансплантации

После двух лет паралича функции тела Дарека Фидика восстанавливаются.

Человек, который был парализован в течение двух лет, теперь снова ходит, хотя и с поддержкой, после операции. Статья о методе лечения, поставившем на ноги инвалида, получившего травму позвоночника, анонсирована в Cell Transplantation.

В 2010 году Дарек Фидика (Darek Fidyka) стал жертвой нападения. Ему было нанесено несколько ножевых ранений, повредивших позвоночник. Результатом стал полный паралич тела от груди и ниже. Лечение традиционными методами (физические упражнения, физиотерапия) не принесло улучшений, и Дарек стал добровольцем в испытаниях нового метода терапии, основанного на технике клеточной трансплантации, проводимых специалистами Wroclaw University Hospital (Польша) и University College London (Великобритания).

Ведущий автор исследования Джефф Райзман (Geoff Raisman), специалист по нейронной регенерации из Университетского колледжа Лондона, считает, что возвращение парализованному пациенту возможности движения при помощи инновационной методики является более значимым научным достижением, чем высадка человека на Луну.

В отличие от земноводных и пресмыкающихся, возможность регенерации органов у млекопитающих ограничена и это связано с потерей способности к восстановлению нервной ткани. Но в наших организмах всё же есть органы, в которых нервная ткань постоянно обновляется. Это, в частности, обонятельные луковицы, клетки которых сменяются новыми каждые шесть-восемь недель. Учёные предположили, что если глиальные клетки обонятельной выстилки носа выполняют регенеративную функцию в одной системе организма, то будут аналогично работать и в другой, что поможет восстановить повреждённый спинной мозг. Действенность метода подтвердили успешные опыты с крысами и собаками, что дало возможность перейти к следующему этапу, с участием нуждающихся в медицинской помощи добровольцев.

Схема лечения позвоночника с использованием глиальных клеток обонятельной выстилки носа.

В ходе первой из двух операций хирурги удалили одну из обонятельных луковиц Дарека и вырастили её клетки в клеточную культуру. Через две недели они провели вторую операцию и высадили полученную культуру близ разрыва в спинном мозге больного (справа на месте ножевого ранения оставалась рубцовая ткань). Задача была осложнена тем, что хирурги работали лишь с 500 тысячами здоровых клеток, но и это позволило сделать 100 микроинъекций выше и ниже места удара ножом, из-за которого Фидика лишился возможности ходить.

Результат проведённого лечения проявился не сразу. В первые три месяца не наблюдалось изменения состояния больного, только через полгода пациент пошёл на поправку. Через два года после начала лечения у Дарека произошло улучшение функции мочевого пузыря и кишечника, а также частичное возвращение сексуальной функции. Он самостоятельно передвигается, хоть и с ходунками. Врачи и пациент надеются, что через некоторое время произойдёт полное восстановление организма.