Расшифрован геном человека, жившего 45 000 лет назад

Палеогенетик Сванте Паабо (Пеэбо).  Среди его достижений — открытие т.н. Денисовского человека.
Палеогенетик Сванте Паабо (Пэабо). Среди его достижений — открытие так называемого Денисовского человека.

Учёные реконструировали геном человека, который жил 45 000 лет назад. Это в настоящее время старейшая из полученных генетических записей человека современного вида. Исследование, опубликованное в среду в журнале Nature, даёт новые ключи к пониманию истории заселения современными людьми Европы и Азии около 60 000 лет назад. Получены и новые доказательства скрещивания древних людей с неандертальцами.

Открытия были сделаны группой учёных под руководством Сванте Паабо (Svante Pääbo), одного из основателей палеогенетики, работающего в Институте эволюционной антропологии общества Макса Планка. За последние три десятилетия доктор Паабо и его коллеги разработали инструменты для выделения фрагментов ДНК из окаменелостей и чтения их последовательностей. Вначале учёные смогли получить лишь крошечные фрагменты древних генов. Но постепенно, с развитием методов поиска перекрывающихся фрагментов, появилась возможность восстановить длинные последовательности древних геномов, которые помогли пролить свет на эволюцию человека и его родственников.

В декабре был опубликовано сообщение о секвенировании полного генома неандертальца. Сравнивая геномы неандертальца и человека, Паабо и его коллеги обнаружили, что наш общий предок жил около 600 000 лет назад.

В 2008 году в ходе экспедиции студии косторезного искусства «Архаика» на берегу Иртыша, в окрестностях села Усть-Ишим, Николаем Перистовым, руководителем студии, наряду с многочисленными костями древних животных была найдена кость человека. Перистов передал находку в РАН. Российские исследователи определили, что это был Homo sapiens, а не Homo neanderthalensis. Чтобы определить возраст находки, они отправили образцы в Оксфордский университет, где был проведён радиоуглеродный анализ. Оказалось, что возраст кости — около 45 000 лет, что делает её старейшими останками человека современного вида, из когда-либо найденных за пределами Африки и Ближнего Востока.

В 2012 году, д-р Паабо и его коллеги получили образцы костной ткани для поиска ДНК. К их удивлению был обнаружен целый ряд ряд генетических фрагментов.

«Это удивительные, шокирующие и уникальные образцы», — говорит Дэвид Рейч (David Reich), генетик из Гарвардской медицинской школы, соавтор исследования.

Исследователи использовали фрагменты ДНК, чтобы создать генетическую карту ископаемого человека. Наличие Y-хромосомы показывает, что бедренная кость принадлежала мужчине. Затем учёные сравнили геном Усть-Ишимского человека с геномом древних и живых людей. Исследование позволило сделать несколько выводов. Усть-Ишимский человек принадлежал к той ветви людей, которая стала предками всех не-африканцев, как европейцев, так и азиатов. В его геноме, как и в геноме современных людей, имеются свидетельства о скрещивании людей с неандертальцами. Однако фрагменты генов неандертальцев у него длиннее, не так фрагментированы, как в геноме современных людей. Длина фрагментов ДНК неандертальцев позволяет вычислить время, когда происходило межвидовое скрещивание, и это происходило, согласно новым данным, от 50 000 до 60 000 лет назад.