«Диетические» напитки оказались неэффективны в борьбе с ожирением

+7 926 604 54 63 address
На вкус "диетические" напитки почти не отличаются от обычных. Возможно, что и их влияние на обменные процессы отличается меньше, чем хотелось бы производителям и потребителям.
На вкус «диетические» напитки почти не отличаются от обычных. Возможно, что и их влияние на обменные процессы отличается меньше, чем хотелось бы производителям и потребителям.

От газировки до белого хлеба — сахар можно найти практически везде. «Диетические» напитки обычно рекламируются как здоровая альтернатива обычной газировке с высоким содержанием сахара, однако новое исследование продемонстрировало, что это утверждение не соответствует истине.

Сахар постоянно присутствует в нашем рационе. Сахар добавляется приблизительно в 75% готовых блюд и напитков. Кроме того, потребление напитков с добавлением сахара с 1950-х годов увеличилось в пять раз. Связь между сахаросодержащими напитками и сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическим синдромом и сахарным диабетом была обнаружена в ходе многочисленных исследований.

В качестве альтернативы компании-производители обычно предлагают покупателям «диетические» версии напитков, в которых вместо сахара содержатся искусственные подсластители. В рекламе обычно сообщается, что употребление «диетической» газировки не несёт вреда для здоровья и помогает избежать увеличения веса. Однако исследователи из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London) не согласны с этими утверждениями.

В статье, комментирующей существующую политику употребления и исследования напитков с искусственными подсластителями, исследователи утверждают, что «диетические» виды газировки так же неэффективны в плане профилактики ожирения, как их содержащие сахар аналоги.

Статья, опубликованная в издании PLOS Medicine, стала результатом совместной работы учёных из Имперского колледжа Лондона, Университета Сан-Паулу (порт. Universidade de São Paulo), Федерального университета Пелотаса (порт. Universidade Federal de Pelotas) и Университета Вашингтона в Сент-Луисе (Washington University in St. Louis).

По данным авторов работы, в Великобритании на сахаросодержащие напитки приходится приблизительно треть общего потребления сахара среди подростков. В Бразилии газировка и другие напитки с добавлением сахара являются вторым по значимости источником сахара в рационе. В США почти половина потребляемого населением сахара приходится на безалкогольные напитки.

Исследователи, работавшие под руководством профессора Кристофера Миллетта (Christopher Millett), отметили, что, хотя в сладких напитках содержится очень много калорий, необходимых организму веществ в них практически нет. Кроме того, принимая во внимание существующие эпидемиологические данные, можно предположить, что употребление напитков с добавлением сахара повышает вероятность появления избыточного веса или ожирения, а также увеличивает риск развития сахарного диабета.

Газированные напитки, фруктовые соки, вода с вкусовыми добавками, а также готовые к употреблению кофе и чай часто содержат искусственные подсластители. Поскольку вкус таких напитков обычно не отличается от их сахаросодержащих аналогов, а калорий в них практически нет, принято считать, что «диетические» напитки не вредны, ведь они не запускают никаких компенсаторных обменных процессов. Кроме того, отмечают авторы работы, «налоговая и правовая база, регулирующая распространение безалкогольной продукции, однозначно подталкивает потребителей к потреблению «диетических» напитков, а не воды, по-прежнему являющейся наиболее желательным способом восстановления количества жидкости в организме».

Исследователи объяснили, почему общепринятое отношение к «диетическим» напиткам может быть ошибочным.

Употребление напитков с искусственными подсластителями способно запустить компенсаторные механизмы за счёт стимуляции вкусовых рецепторов. Что, в свою очередь, может привести к повышению аппетита и стимулировать выработку гормонов желудочно-кишечного тракта. А уверенность в том, что «диетические» напитки содержат мало калорий, может усилить эти эффекты и привести к увеличению потребления другой пищи.

Эта цепная реакция способна привести к увеличению массы тела, развитию ожирения и связанных с ним осложнений.

Миллетт и его коллеги также сослались на данные ряда исследований, в ходе которых учёные наблюдали за людьми, предпочитавшими «диетические» напитки, и на результаты нескольких метаанализов. В этих работах было установлено, что потребление напитков с искусственными подсластителями связано с повышением индекса массы тела, увеличением риска кардиометаболических болезней, например, сахарного диабета 2 типа или инсульта.

Однако исследования методом наблюдения слабо защищены от так называемой «обратной причинности». В действительности может быть и так, что не «диетические» напитки приводят к набору веса, а люди, страдающие ожирением, отдают предпочтение таким напиткам, пытаясь контролировать вес.

Но даже рандомизированные контролируемые исследования напитков с искусственными подсластителями продемонстрировали, что «диетические» напитки либо не влияют на снижение веса, либо влияют незначительно.

Авторы упомянули также об опасности ангажированных исследований и возможного конфликта интересов. При этом учёные сослались на системный обзор, показавший, что в исследованиях, спонсируемых компаниями-производителями, чаще отмечается положительное влияние «диетических» напитков на массу тела.

«В настоящий момент существует нехватка убедительных доказательств влияния «диетических» напитков на здоровье. Это, а также возможное влияние компаний-производителей на результаты исследований обязательно должны приниматься во внимание, когда речь заходит о «диетических» напитках как об адекватной альтернативе обычным напиткам, содержащим сахар», — говорит первый автор работы, доктор Мария Каролина Боргес (Maria Carolina Borges).

В итоге исследователи отметили, что однозначных доказательств способности «диетических» напитков провоцировать набор веса или развитие метаболических заболеваний, в настоящее время нет. Однако нет и данных, указывающих на эффективность употребления напитков с сахарозаменителями с целью снижения веса.

.
Комментарии