Распределение пресной воды на планете меняется (не без нашего участия)

Перераспределение запасов пресной воды. Голубым цветом отмечены регионы, где объёмы пресной воды выше среднего, красным — регионы, где они ниже.

На планете происходит глобальное перераспределение запасов пресной воды — к такому выводу пришли учёные из NASA. Они сопоставили информацию, собранную миссией GRACE, и данные других исследований и пришли к выводу, что регионы, где воды в достатке, получают всё больше влаги, а сухие становятся ещё суше. Причин тому несколько — естественные изменения, глобальное потепление и деятельность человека — и определить конкретных виновников удаётся не всегда. Но кое-что ясно уже сейчас: Китаю и некоторым другим странам пора задуматься о том, как лучше распорядиться водой.

Gravity Recovery And Climate Experiment (GRACE) — это программа, направленная на изучение гравитационного поля Земли. В 2002 NASA запустили на орбиту два одинаковых спутника. Измеряя расстояние между ними, учёные смогли отследить изменение гравитации Земли, а заодно — перемещение водных масс. В ходе нового исследования специалисты NASA проанализировали данные, собранные GRACE за 14 лет наблюдений. Поскольку они хотели понять не только, как менялось распределение воды, но и почему это происходило, они также использовали снимки других спутников, ирригационные карты и отчёты о деятельности человека.

«Мы впервые использовали наблюдения нескольких спутников для того, чтобы понять, как меняется доступность пресной воды. Наша главная цель — отличить сдвиги, вызванные естественными причинами — например, влажные и сухие периоды, связанные с Эль-Ни́ньо и Ла-Ни́нья, — от тех, что вызваны изменением климата или антропогенным фактором», — поясняет ведущий автор исследования Мэтт Роделл (Matt Rodell).

Результаты показали, что за 14 лет в тропиках и в высоких широтах пресной воды прибавилось, но сухие регионы в средних широтах стали только суше. «Мы наблюдаем серьёзные гидрологические изменения», — говорит член научной группы Джей Фамильетти (Jay Famiglietti). Однако единственной главной причины у этих сдвигов нет.

Например, в африканской реке Замбези с 2006 по 2016 объём воды увеличился на 29 гигатонн в год, хотя до того регион страдал от засушливой погоды. Учёные заключили, что это связано с естественными причинами. А Саудовская Аравия в 2002—2016 годах потеряла 6 гигатонн подземных вод — вероятно, потому что люди выкачивали воду для хозяйственных нужд. Похожая ситуация в Китае: в провинции Синцзян воду направляют на поля в засушливые районы, где она уходит на полив растений или испаряется. В некоторых регионах важную роль сыграли сразу несколько факторов.

Учёные считают, что некоторым государствам пора всерьёз задуматься о сохранении водных ресурсов. Особенно сложная ситуация в северной Индии, в Китае, на Ближнем востоке и в районе Каспийского моря. «На мой взгляд, то, что мы видим влияние человека на глобальное распределение воды, должно стать причиной для тревоги», — комментирует Фамильетти. «Я думаю, мы забыли, общество забыло, сколько воды нужно для производства пищи. Мы принимали доступность воды как должное. А теперь многие регионы находятся в такой ситуации, что мы больше не можем принимать её как должное. Население слишком велико, уровень подземных вод слишком низок… наступил переломный момент», — говорит он.