Новый гравитационный анализ Марса позволяет лучше понять вероятно существовавший на нём древний океан

Новый анализ гравитации Марса помогает узнать о вероятном древнем океане.

Впервые применённый новаторский метод анализа гравитационной силы Марса поддерживает идею о том, что на планете когда-то существовал обширный северный океан.

При этом метод более детально определяет масштаб явления, которое учёные именуют северным марсианским палео-океаном.

Работа была опубликована в июле в журнале «Икар», который курируется Отделением планетарных наук Американского астрономического общества.

Исследованием руководил Ярослав Клокочник, заслуженный профессор Института астрономии Чешской академии наук. Гунтер Клетечка, доцент Института геофизики Аляскинского университета в Фэрбенксе, является одним из трёх соавторов. Клетечка также работает в Карловом университете в республике Чехия.

«Многие очень обрадовались тому, что на Марсе есть вода, поскольку там могут присутствовать формы жизни, когда-то существовавшие на Марсе, или существующие там сегодня в некоей бактериальной форме», — сказал Клетечка. — «Мы можем воспользоваться этим гравитационным методом для поиска воды на Марсе, потому что на Земле мы это уже делали».

«В одном регионе северной Африки, например, с помощью этого гравитационного метода была найдена береговая линия древнего озера, и эта находка совпадала с археологическими свидетельствами, указывающими на существование береговой линии этого озера», — сказал он.

Авторы пишут, что анализ гравитационных аспектов Марса с целью лучше понять эту планету, более совершенен, чем ранее использованные методы. Они замечают, что «он может обеспечить полноту информации и более правильное представление о небесном теле, применимые в геологии, геофизике, гидрологии, гляциологии и других дисциплинах».

Марс
Марсианский палео-океан, вероятно, выглядел примерно так.

Работа Клетечки и его коллег отличается от традиционного подхода картографирования поверхности исключительно на основании гравитационных аномалий.

Гравитационные аномалии — это зоны сильных или слабых сил притяжения образованного особенностями рельефа планетарного тела. Гора образует большую силу притяжения, поскольку в ней сконцентрировано больше массы, чем на планете без рельефа. Океанические впадины обладают меньшей силой притяжения.

В своём исследовании Марса авторы использовали процесс, разработанный Клокочником, который анализирует гравитационные аспекты, вычисляемые на основании измерений гравитационных аномалий. Гравитационные аспекты — это математические продукты, которые характеризуют гравитационные аномалии.

Также они использовали топографические данные с марсианского орбитального лазерного альтиметра, расположенного на искусственном спутнике Марса NASA, который был запущен в ноябре 1996 года и проводил картографирование планеты в течение 4,5 лет.

Клокочник использовал этот метод для подтверждения более раннего исследования о наличии обширной системы палео-озёр или палео-рек под песками Сахары на Земле. В его исследовательской статье 2017 года также предполагалось, что часть Великого песчаного моря в Египте также является кандидатом на звание палео-озера.

Метод гравитационных аспектов также использовался для сравнения географических особенностей Земли и укутанной в облака Венеры. Исследование описано в работе, опубликованной в июле 2023 года в журнале «Scientific Reports», где Клетечка выступил соавтором.