Ближний космос за год

Снимок кометы 67P/Чурюмова — Герасименко с аппарата «Розетта»
Составной снимок кометы 67P/Чурюмова — Герасименко, сделанный аппаратом «Розетта» 28 марта 2015 года с расстояния 19,9 км от центра кометы. (ESA/Rosetta/NAVCAM — CC BY-SA IGO 3.0)

В очередной День космонавтики мы решили вспомнить и рассказать об основных событиях, успехах и неудачах в освоении космоса за прошедший с предыдущего Дня космонавтики год. Сейчас, когда мы подводим итоги уходящего года, хотел бы искренне поблагодарить вас за сплочённость и солидарность, за глубокие чувства правды, чести, справедливости, ответственности за судьбу своей страны, за неизменную готовность отстаивать…

Комета Чурюмова — Герасименко и «Розетта»

Самые нашумевшие и, вполне вероятно, самые важные новости были связаны с миссией космического аппарата «Розетта» (англ. Rosetta). «XX2 ВЕК» освещал основные этапы этой миссии. В августе 2014 года «Розетта» вышла на орбиту кометы 67P/Чурюмова — Герасименко. А 12 ноября состоялась первая в истории освоения космоса мягкая посадка спускаемого аппарата на поверхность кометы. И пусть посадка прошла не совсем гладко и зонд «Филы» (англ. Philae) причурюмился-герасименился в область, где солнечного света недостаточно для подзарядки его батарей, энергии хватило на два дня работы и проведение сокращённой исследовательской программы. Сейчас комета подлетает всё ближе и ближе к Солнцу, и есть шанс, что зонд сможет зарядиться и возобновить работу. Тем не менее сам аппарат «Розетта» продолжает находиться на орбите кометы и передавать разнообразные данные. Например, об изотопном составе воды на комете. А ещё «Розетта» передаёт просто умопомрачительные фотографии.

Фото кометы  67P/Чурюмова — Герасименко сделанный аппаратом «Розетта» 6 марта 2015 года
Фото кометы 67P/Чурюмова — Герасименко, сделанное аппаратом «Розетта» 6 марта 2015 года с расстояния 82,9 км от кометы. (ESA/Rosetta/NAVCAM — CC BY-SA IGO 3.0)

Запуск ракет семейства «Ангара»

Старт ракеты-носителя «Ангара-А5».
Старт ракеты-носителя «Ангара-А5». Фото МО РФ.

Важным событием для российской космонавтики стали успешные запуски двух ракет-носителей из семейства «Ангара»: «Ангара-1.2ПП» с двумя универсальными ракетными модулями («УРМ-1» первой ступени и «УРМ-2» второй ступени) 9 июля 2014 года и «Ангара-А5» с пятью УРМ-1 (четыре модуля на первой ступени и один на второй) 23 декабря 2014 года. «Ангара-А5» — первая тяжёлая ракета-носитель, разработанная в России после распада СССР.

Испытательный запуск многоразового корабля Orion

Изображение корабля «Орион»
Изображение корабля «Орион» соединённого с верхней ступенью ракеты-носителя «Дельта IV».

5 декабря 2014 года США запустили ракету-носитель Delta IV Heavy с многоразовым космическим кораблём Orion. В тот же день было сообщено, что корабль вышел на орбиту, а затем, что успешно приводнился в Тихом океане. Основной задачей миссии было тестирование корабля, во время полёта он прошёл через радиационный пояс Земли, поднялся на максимальную высоту в 5800 километров. Во время спуска его скорость достигала 32 000 км/ч, а температура теплоизоляции — 2200 °C.

Неудачи и успехи частной космонавтики

Модель космического корабля SpaceShipTwo.
Модель космического корабля SpaceShipTwo (в центре) вместе с самолётом-носителем White Knight Two.

31 октября 2014 года во время испытательного полёта потерпел крушение частный космический корабль SpaceShipTwo компании Virgin Galactic, принадлежащей Ричарду Брэнсону. Один пилот погиб, второй успел катапультироваться, но получил тяжёлые повреждения. Трагедия произошла сразу после включения ракетного двигателя. Самолёт White Knight Two, поднимавший SpaceShipTwo в воздух, сумел приземлиться. Но даже учитывая аварии на испытаниях прототипа ракеты-носителя Falcon 9R 22 августа и Antares 28 октября, нельзя сказать, что будущее частной космонавтики оказалось под вопросом, ведь достаточно успешно прошли два испытания по возвращению на землю первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX. Во время первого испытания первая ступень попала на подготовленную для посадки баржу, но сама посадка получилась жёсткой. Во время второго испытания первая возвращаемая ступень совершила мягкую вертикальную посадку в океан.

Марс

Очень много важных и громких событий было связано с Марсом. Так за прошедший год, помимо всего прочего, марсоход Curiosity успел сломаться, починиться, провести целый ряд буровых работ, достоверно обнаружить органические соединения.

Два инженера вместе с макетами марсоходов.
Два инженера космических аппаратов стоят вместе с группой автоматических станций для сравнительного масштаба трёх поколений марсоходов, разработанных в Лаборатории реактивного движения НАСА. На переднем плане слева первый макет марсохода Sojourner, близнец которого в рамках проекта Mars Pathfinder совершил посадку на Марсе в 1997 году. Слева стоит испытательный макет Mars Exploration Rover —  «братьев» марсоходов Spirit и Opportunity, которые совершили посадку на Марс в 2004 году. Справа — испытательный макет Mars Science Laboratory, который является аналогом Марсианской Научной Лаборатории Curiosity, совершившей посадку на Марс в 2012 году.

В это время его старший брат Opportunity продолжал свою миссию, которая длится уже более 11 лет. 24 марта 2015 года стало известно, что он преодолел марафонскую дистанцию в 42 километра 195 метров.

Путь марсохода Opportunity по поверхности Марса.
Космический аппарат MAVEN на фоне Марса.
Космический аппарат MAVEN на фоне Марса. Рисунок NASA.

В сентябре с разницей в двое земных суток к Марсу прилетели два новых исследовательских аппарата. 22 сентября на орбиту Красной планеты вышел американский MAVEN (от англ. Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN — «Эволюция атмосферы и летучих веществ на Марсе»), предназначенный для изучения современного состояния атмосферы Марса. А 24 сентября — индийский MOM (англ. Mars Orbiter Mission — «Марсианская орбитальная миссия»). Этот проект, предназначенный, в основном, для тестирования Индией различных технологий, тем не менее преследует и научные цели, связанные с исследованием марсианской поверхности и атмосферы. Стоимость индийской миссии оказалась беспрецедентно низкой — меньше 80 миллионов долларов, меньше чем бюджет фильма «Гравитация». Основная миссия индийского искусственного спутника Марса была рассчитана на полгода, однако 24 марта было решено продлить её ещё на полгода.