«Розетта» вышла на орбиту кометы Чурюмова — Герасименко

Зонд "Розетта" Европейского космического агентства (ЕКА) удачно вышел на орбиту кометы Чурюмова — Герасименко.
Зонд «Розетта» Европейского космического агентства (ЕКА) удачно вышел на орбиту кометы Чурюмова — Герасименко.

«Розетта» стала первым космическим аппаратом, который сумел выйти на орбиту кометы. Ранее зонды получали данные об этих объектах, сближаясь с ними на короткое время и на большой скорости.

Для выхода на орбиту кометы двигатели зонда корректировали его траекторию движения в течение шести с половиной минут. Спустя 22 минуты после завершения манёвра инженеры ЕКА получили сведения о том, что «Розетте» удалось успешно сблизиться с кометой.

«Это фантастика. Кажется, что лёгкая задача, но только потому, что за ней стоит фантастический объём исследований», — заявил генеральный директор ЕКА Жан-Жак Дорден.

«Розетта» вышла на финальную часть своего пути к комете Чурюмова — Герасименко в январе 2014 года, проведя более 30 месяцев в гибернации для экономии ресурсов. Последние два месяца зонд предпринимал манёвры для сближения с кометой и снижения своей скорости.

Первые научные данные

Европейское космическое агентство вело работы над созданием зонда для высадки на поверхность кометы с середины 1980-х годов.

В общей сложности путь зонда к объекту исследований занял 10 лет. «Розетта» была запущена в марте 2004 года и проделала путь к комете 67P/Чурюмова — Герасименко, по пути однажды сблизившись с Марсом и трижды — с Землёй, а также пролетев мимо астероидов Штейнс и Лютеция.

Благодаря совершённому 6 августа манёвру «Розетта» приблизилась к комете на расстояние в 100 километров. В ближайшие шесть недель зонд дважды облетит вокруг кометы, сначала на расстоянии в 100 километров, затем в 50.

После этого, как предполагается, «Розетта» достигнет расстояния в 30 километров от кометы Чурюмова — Герасименко. После сближения с кометой «Розетта» начнёт её исследование, а в ноябре 2014 года на поверхность астрономического объекта будет высажен модуль «Фила».

Орбитальный модуль "Розетты".
Орбитальный модуль «Розетты».

Модуль закрепится на комете с помощью гарпунов и начнёт детальное изучение её поверхности, в том числе бурение. Зонд уже передал первые научные данные о комете — согласно его данным, температура ледяного тела составляет примерно −70 градусов по Цельсию, на 20 градусов выше, чем предполагалось ранее.

Комета Чурюмова-Герасименко с периодом обращения в 6,6 лет была открыта в 1969 году.
Комета Чурюмова — Герасименко с периодом обращения в 6,6 года была открыта в 1969 году.

В настоящее время комета Чурюмова — Герасименко находится на расстоянии 400 миллионов километров от Земли, она двигается со скоростью примерно 55 тысяч километров в час.

Общая стоимость миссии «Розетты» оценивается в 1,3 миллиарда евро. Работа зонда завершится в декабре 2015 года.

Миссия "Розетты".