Найдено вещество, делающее микобактерию туберкулёза более уязвимой

Микобактерия туберкулёза под микроскопом с увеличением 15549х. Длина одной бактерии — 2—4 микрон, толщина — 0,2—0,5 микрон.

Новые препараты для лечения туберкулёза могут быть разработаны с использованием соединения, выделенного из живущих в почве бактерий. Эти бактерии, как удалось выяснить учёным из международной исследовательской группы, продуцируют вещество, подавляющее рост других микробов по соседству. Оно оказалось также эффективно в отношении возбудителя туберкулёза, Mycobacterium tuberculosis.

Открытие было сделано исследовательским коллективом, объединившим специалистов из Великобритании, Австралии, Канады и США. Учёные занимались изучением соединений, вырабатываемых некоторыми почвенными бактериями и известных своей способностью останавливать размножение бактерий других видов. Используя методы синтетической химии, исследователи смогли создать новые вещества, в целом сходные с соединениями бактериального происхождения, но несколько отличающиеся от них по структуре.

Серия экспериментов в лабораторных условиях показала, что новые соединения способны привести к гибели колоний M. tuberculosis или, как её ещё называют, «палочки Коха». Мишенью для атаки стал фермент MraY, играющий крайне важную роль в процессе построения клеточной стенки микобактерии. Нарушение работы этого фермента приводило к тому, что M. tuberculosis оказывалась беззащитна перед антибактериальными средствами и погибала.

Многие полагают, что туберкулёз — это болезнь прошлых веков. Однако на сегодняшний день это заболевание уносит больше жизней, чем любая другая инфекция, включая ВИЧ/СПИД. В 2015 г. в мире было зарегистрировано около 10,4 млн новых случаев туберкулёза. Приблизительно 1,4 млн человек с этим диагнозом умерло.

Устойчивость M. tuberculosis к существующим противотуберкулёзным препаратам постоянно растёт. В 2015 г. около 480 тыс. пациентов по всему миру не ответили на лечение двумя лекарствами первой линии. С резистентностью микобактерии, вызывающей туберкулёз, связывают около 250 тыс. смертей от этого заболевания в год.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, World Health Organization, WHO) недавно вновь заявила о необходимости скорейшей разработки новых препаратов для лечения туберкулёза. За последние 50 лет II фазу клинических испытаний успешно прошли всего два антибиотика, эффективные в отношении M. tuberculosis.

Микобактерии туберкулёза не попали в новый список «самых опасных патогенов», также недавно подготовленный экспертами ВОЗ. Как пояснила Мари-Поль Кини (Marie-Paule Kieny), помощник генерального директора ВОЗ, этот перечень создавался, чтобы привлечь внимание к угрозам, пока недостаточно известным. Что же касается туберкулёза, важность разработки новых препаратов для лечения этого заболевания общепризнанна.