Новые полимеры ускорят разрушение органических загрязнителей в воде

Коллектив исследовательской группы: кандидат физико-математических наук <em>Алексей Лезов</em>, инженер-исследователь <em>Вероника Фетина</em>, руководитель проекта <em>Петр Фетин</em>, инженер-исследователь <em>Матвей Кадников</em>, доктор химических наук <em>Иван Зорин</em>. Источник: <em>Петр Фетин</em>/Пресс-служба РНФ.
Коллектив исследовательской группы: кандидат физико-математических наук Алексей Лезов, инженер-исследователь Вероника Фетина, руководитель проекта Петр Фетин, инженер-исследователь Матвей Кадников, доктор химических наук Иван Зорин. Источник: Петр Фетин/Пресс-служба РНФ.

Учёные разработали полимерные поверхностно-активные вещества, которые повышают растворимость масел, жиров и другой органики в воде. В присутствии этих полимеров можно осуществлять химические превращения, используя воду как единственный растворитель. Такие вещества способны заменить применяемые в промышленности органические растворители, большинство из которых опасны для окружающей среды. Например, с их помощью можно эффективно и экологически безопасно очищать сточные воды.

Результаты исследования, поддержанного грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Colloids and Surfaces A: Physicochemical and Engineering Aspects.

Органические растворители активно используются в промышленности и в лабораториях для растворения различных соединений и проведения химических реакций, например, разведения лаков и красок, очистки поверхностей и химического синтеза. Однако более 80% таких веществ опасны для окружающей среды, поэтому продолжается поиск экологически чистой альтернативы. Наиболее простой и безопасный растворитель — обычная вода, но многие вещества — например, жиры, масла, керосин — в ней нерастворимы. Чтобы использовать воду в качестве растворителя при работе с этими соединениями, используют поверхностно-активные вещества (ПАВ). Молекулы ПАВ состоят из двух частей: нерастворимой в воде, которая взаимодействует с жирами, и растворимой, которая взаимодействует с водой. Благодаря такому строению ПАВ помогают смешивать обычно невзаимодействующие вещества, например воду и масла. Поэтому учёные стремятся разработать ПАВ, которые имели бы структуру, обеспечивающую максимально быстрое и эффективное растворение в воде малорастворимых соединений, а также рассматривают способы проведения химических реакций в воде с такими малорастворимыми соединениями.

Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) совместно с коллегами из Института экспериментальной медицины РАН (Санкт-Петербург) синтезировали высокомолекулярные поверхностно-активные вещества — полимеризованные мицеллы. Уникальность полученных веществ заключается в том, что они способны работать при очень низких концентрациях в сравнении с синтетическими ПАВ, которые обычно используются исследователями, работающими в этой области. Авторы доказали это, попробовав с помощью полученных ПАВ разрушить в воде два разных сложных эфира. Оказалось, что в концентрациях на 50% меньше, чем те, в которых применяют промышленные ПАВ, эффективность процесса составила 90%. Интересно, что, когда брали более высокие концентрации реагента (сопоставимые с коммерческими), эффективность была ниже, чем при действии промышленного ПАВ.

Схематическое представление идеи мицеллярного катализа
Схематическое представление идеи мицеллярного катализа для проведения реакции разрушения органического вещества в присутствии полимерных ПАВ. Источник: Петр Фетин/Пресс-служба РНФ.

Кроме того, учёные определили, что полимеризованные мицеллы имеют бактерицидные свойства — они подавляют рост золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Эта опасная бактерия вызывает более сотни инфекционных заболеваний, среди которых бронхит, менингит и пневмонию. Таким образом, полученные полимерные молекулы могут использоваться для получения новых антисептиков и веществ для обеззараживания патогенной микрофлоры в системах водоочистки и водоподготовки.

«Разрушение сложных эфиров — не единственная реакция, которую мы пытаемся осуществить с помощью предложенных полимеров в воде. Сейчас мы рассматриваем возможность использовать их для проведения органических реакций, широко используемых при разработке новых лекарств, а также иных промышленно значимых веществ. Такой «зелёный подход» к проведению органических реакций может открыть целое направление в современной каталитической химии», — рассказывает руководитель проекта Петр Фетин, кандидат химических наук, доцент кафедры высокомолекулярных соединений Института химии Санкт-Петербургского государственного университета.