Приятная музыка та, к которой мы привыкли

+7 926 604 54 63 address
Ricardo Godoy
Профессор Рикардо Годой проводит исследование. Фото: Alan Schultz.

В западной музыкальной традиции, независимо от того, классика это или поп-музыка, некоторые сочетания нот считаются более благозвучными, чем другие. Для большинства созвучие до — соль, например, звучит гораздо приятнее, чем раздражающее сочетание до — фа-диез. На протяжении десятилетий нейрофизиологи задумывались, не «зашит» ли этот параметр в самой структуре мозга. Новое исследование Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT) и Университета Брендайса (Brandeis University) опровергает такие предположения.

В исследовании приняли участие более ста человек, принадлежащих к удалённому племени в Амазонии. Это люди, которые либо совсем не слышали западной музыки, либо слышали её совсем мало. Исследователи обнаружили, что диссонантные созвучия, например сочетание до и фа-диез оценивались испытуемыми настолько же благозвучными, как консонансные сочетания нот.

«Это исследование показывает, что предпочтение консонанса диссонансу зависит от воздействия западной музыкальной культуры, и что это предпочтение не врождённое», — говорит Джош Макдермотт (Josh McDermott).

Джош Макдермотт (MIT) и Рикардо Годой (Ricardo Godoy), профессор Брандейского университета, возглавлявший исследование — авторы публикации в Nature от 13 июля. Кроме них, авторами работы являются Алан Шульц (Alan Schultz) из Бейлорского университета (Baylor University), и Эдуардо Ундуррага (Eduardo Undurraga), университет Брендайса.

На протяжении веков предполагалось, что мозг устроен таким образом, что естественным образом реагирует на такие музыкальные интервалы, как квинта. О благозвучии квинты говорили ещё древние греки. Другие считали, что эти предпочтения определяются культурными факторами. Но научных аргументов, подтверждающих ту или иную позицию, было мало, во многом потому, что в наше время осталось очень мало людей на планете, кто не знаком с западной музыкой и характерными для неё созвучиями.

«Довольно трудно найти людей, которые не подвергаются частому воздействию западной поп-музыки из-за её распространённости во всем мире, — говорит Макдермотт. — Большинство людей слышат много западной музыки, а в ней много консонансных созвучий».

Михаил Круг
Мы находим приятными те сочетания звуков, к которым привыкли.

В 2010 году антрополог Рикардо Годой, изучающий одно из племён Амазонии (чимане), начал совместный с Макдермоттом проект по изучению того, как чимане воспринимают музыку. Большинство представителей этого народа занимаются сельским хозяйством и имеют очень ограниченный доступ к западной музыке.

«Они отличаются тем, насколько близко они живут от городов и городских поселений, — говорит Годой. — У людей, которые живут очень далеко, в нескольких днях пути, не слишком много контактов с западной музыкой».

Чимане имеют собственную музыкальную культуру, в которой есть место и пению, и игре на музыкальных инструментах. Но, как правило, музыку исполняет один человек.

Исследователи провели два исследования, в 2011 и в 2015 году. В каждом из них участники оценивали, насколько им нравятся диссонантные и консонансные созвучия. Исследователи также провели эксперименты, чтобы убедиться, что участники слышат разницу между диссонансом и консонансом.

Такие же тесты были проведены с группой испаноязычных боливийцев, которые живут в небольшом городке недалеко от чимане и группой жителей столицы Боливии Ла-Пас. Были также протестированы группы американских музыкантов и не-музыкантов.

«Мы обнаружили, что предпочтение консонанса диссонансу значительно отличается у этих пяти групп, — говорит Макдермотт. Чимане его не проявляют, две группы из Боливии показали статистически значимое, но небольшое предпочтение. У американских групп оно намного больше, и сильнее выражено у музыкантов, чем у не-музыкантов».

Когда респондентов просили оценить немузыкальные звуки, такие как смех и вздохи, чимане показали результаты, не отличающие их от других групп. И так же, как все, они не любят интермодуляционные искажения звука.

Консонанс и диссонанс (фр. consonance, от лат. consonantia — созвучие, согласное звучание, и фр. dissonance, от лат. dissonantia — неблагозвучие, нестройное звучание; названные латинские термины — переводы, соответственно, др.-греч. συμφωνία и др.-греч. διαφωνία) в теории музыки — категории гармонии, характеризующие слияние или неслияние в восприятии одновременно звучащих тонов, а также сами созвучия (интервалы, аккорды), воспринимаемые/интерпретируемые как «слитные» и «неслитные».

Несмотря на то, что для объяснения кон- и диссонирования зачастую привлекаются математико-акустические аргументы, ни консонанс, ни диссонанс не являются абсолютными, «физическими» данностями. За исключением октавы и квинты (и конкордов, составленных из них), на протяжении тысячелетий считавшихся совершенными консонансами, качество всех прочих интервалов и многозвучий, их парные и групповые «сонантные» оппозиции неоднократно пересматривались (по-разному воспринимались) на протяжении истории. Этот процесс продолжается и поныне.

Интермодуляционные искажения — нелинейные искажения, создаваемые усилительными схемами. В частотном спектре двухтонального сигнала с интермодуляционными искажениями содержатся комбинационные составляющие с частотами, являющимися суммой и разностью основных и гармонических частот входных сигналов. Например, при подаче на усилитель смеси сигналов 1 кГц и 5 кГц возникают интермодуляционные искажения: 6 кГц (сумма 1 кГц и 5 кГц) и 4 кГц (разность между 1 кГц и 5 кГц). Эти продукты интермодуляционных искажений взаимодействуют друг с другом, создавая практически бесконечный ряд частотных составляющих.

.
Комментарии