ГМ-культуры: опыт и перспективы. Доклад о безопасности

Обложка доклада американских академий наук, инженерии и медицины «ГМ-культуры. Опыт и перспективы».

Американские академии наук, инженерии и медицины опубликовали обширный совместный доклад «Генетические модифицированные культуры. Опыт и перспективы», в котором проанализированы данные, собранные более чем за 20 лет активного использования ГМО. Общий объём доклада составляет 420 страниц. Коротко выводы доклада можно свести к нескольким пунктам. Во-первых, отсутствуют свидетельства сколько-нибудь значительного влияния ГМ культур на здоровье людей и скота. Во-вторых, не зарегистрировано роста онкологических и других заболеваний, связанных с используемыми ГМ культурами. В-третьих, существенного влияния на биоразнообразие не зарегистрировано. В-четвертых, зарегистрированы редкие случаи горизонтального переноса добавленных генов (как и собственных), но вреда от этого не обнаружено.

Также в докладе отмечено несколько интересных моментов. В настоящее время все используемые ГМ-культуры можно свести к двум типам: устойчивые к насекомым и устойчивые к гербицидам. Если судить в целом, то использование ГМ-культур позволяет получать больший урожай и приносит больший доход, однако конкретные цифры сильно разнятся в зависимости от региона, метода культивации и ряда других причин. Отдельно говорится о том, что современные технологии стирают грань между генетической модификацией и традиционной селекцией.

Различные материалы по докладу и источники доступны на отдельном сайте. С краткой версией доклада (4 страницы) можно ознакомиться по ссылке. Доклад был составлен по результатам работы экспертной комиссии, которая изучила более 900 научных работ и опросила 80 экспертов. Рецензированием доклада занимались 26 независимых экспертов.