Индия отправила к Луне луноход

Макет лунного ровера «Прагьян» во время наземный испытаний.

22 июля 2019 года в 12:13 по московскому времени с космодрома Космического центра имени Сатиша Дхавана, находящегося на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе, успешно стартовала ракета-носитель GSLV Mk.III. Её полезную нагрузку составляют три аппарата: лунный спутник «Чандраян-2» (хинди. चन्द्रयान-२, русс. «Лунный космический корабль-2»), посадочная платформа «Викрам» (хинди. विक्रम) и двадцатисемикилограммовый шестиколёсный луноход «Прагъян» (хинди. प्रज्ञान, русс. «Мудрость»).

Лунный спутник «Чандраян-2» («Лунный корабль-2») рассчитан на год работы. Он несёт на себе научное оборудование:

• рентгеновские спектрометры CLASS и XSM, с помощью которых планируется составить карту распределения на поверхности Луны химических элементов: натрия, магния, алюминия, кремния, кальция, титана и железа;
  • инфракрасный спектрометр IIRS — для определения минералогического состава Луны; в частности, он будет искать признаки наличия молекул воды и гидроксильных радикалов в полярных регионах;
  • нейтронный масс-спектрометр — ChACE-2 для изучения лунной экзосферы — очень разрежённой атмосферы нашего естественного спутника;
  • стереокамеру TMC-2, которая поможет составить подробную карту лунной поверхности;
  • радар SAR — он будет собирать информацию о подповерхностном слое реголита и искать водяной лёд в кратерах на полюсах.

Посадочная платформа «Викрам», названная так в честь доктора Викрама Сарабхаи, первого руководителя индийской космической программы, рассчитана всего на один лунный день работы (то есть, на 14 земных). Лунную ночь, когда температура на поверхности нашего спутника падает до −180 °C модуль не переживёт.

На борту посадочной платформы тоже есть научное оборудование:

• инструмент RAMBHA (Radio Anatomy of Moon Bound Hypersensitive ionosphere and Atmosphere) будет исследовать, как плазма, или перегретый газ, изменяется вблизи лунной поверхности в различных солнечных условиях;
  • сейсмограф ILSA (Instrument for Lunar Seismic Activity) займётся обнаружением лунотрясений;
  • аппарат ChaSTE (Chandra’s Surface Thermo-physical Experiment) будет изучать теплопроводность лунного грунта, для чего на 10 сантиметров вглубь реголита будет помещён тепловой зонд;
  • небольшая отражательная решётка от NASA, которая позволит учёным проводить измерения, направляя на неё лазерные лучи с Земли и собирать данные после их отражения.

Луноход «Прагьян» — небольшой шестиколёсный ровер массой 27 кг. Его название в переводе с санскрита означает «мудрость». На его платформе размещены две навигационных камеры, а также два научных инструмента: рентгеновский спектрометр альфа-частиц APXS (Alpha Particle Induced X-ray Spectroscope) и лазерно-искровой эмиссионный спектрометр LIBS (Laser induced Breakdown Spectroscope) для определения химического состава лунного грунта. Так же, как и «Викрам», луноход рассчитан всего на один лунный день работы.

В случае успеха миссии Индия станет четвёртой державой — наряду с США, Россией (как наследницей СССР) и Китаем, — чьи аппараты побывали на поверхности Луны.