Крупнейшие насекомые, живые и мёртвые, реальные и сказочные

Гигантская уэта — насекомое из Новой Зеландии.

Мы живём в мире, наполненном насекомыми. Их видовое разнообразие поражает — уже описано более миллиона видов и постоянно открываются новые.

Короткая жизнь и плодовитость помогают насекомым быстро эволюционировать, занимая все доступные экологические ниши. Эти же черты, вместе с известными особенностями дыхательной системы, ограничивают рост насекомых (зато этим животным ничто не мешает быть очень, очень маленькими).

Среди миллиона известных видов насекомых около 17 тысяч — ископаемые. Особенно хорошо сохранились животные, попавшие когда-то в смоляные «ловушки». Окаменевшая смола — янтарь — донесла до нас множество образцов фауны верхнемелового и палеогенового периодов. Так, мы писали и о жуке-опылителе орхидей, найденном в доминиканском янтаре, и о других интересных открытиях.

Но самые крупные из когда-либо живших на Земле насекомых жили задолго до мелового периода, в палеозое. Наиболее известна гигантская «протострекоза» меганевра (Meganeura monyi). Её окаменелости находят в Европе в отложениях каменноугольного периода. Размах крыльев меганевры, судя по известным образцам, достигал 65 см.

Meganeura monyi
Окаменелость Meganeura monyi.

Другие стрекозоподобные существа имели размах крыльев до 71 см — это представители рода Meganeuropsis, их находят в отложениях раннего пермского периода на территории США.

Meganeuropsis
Фрагмент крыла (размер — 33 см) Meganeuropsis из пермских отложений на территории США.

Какое же насекомое из ныне живущих самое большое?

Начнём с самых длинных. Недавно появилось сообщение о новом «рекордсмене» — палочнике Phryganistria chinensis Zhao. Его длина — 62,4 см.

Phryganistria chinensis Zhao
Phryganistria chinensis Zhao.

Предыдущий рекорд (567 мм с вытянутыми конечностями) принадлежит также представителю палочниковых — Phobaeticus chani. Это замечательное животное поймано на острове Калимантан.

Phobaeticus chani
Phobaeticus chani.

Самая крупная пчела

Пчёлы — главные опылители цветковых растений. Обычно это не слишком большие насекомые, но есть вид, достигающий 39 мм в длину с размахом крыльев до 63 мм. Это гигантская пчела Уоллеса — Megachile pluto. Интересна история её изучения — впервые обнаруженная в Индонезии натуралистом Альфредом Уоллесом (Alfred Russel Wallace) в 1859 году, долгое время пчела считалась вымершей. Заново «открыли» Megachile pluto только в 1981 году.

Megachile pluto
Megachile pluto.
Образец гигантской пчелы Уоллеса из Американского музея естественной истории. Фото: Clay Bolt.

Пчелиный хищник — самое опасное для человека дикое животное Японии

Vespa mandarinia — самый большой в мире шершень. Длина некоторых его подвидов больше 5 сантиметров, а размах крыльев может превышать 7,5 сантиметров.

Обитает в Корее, Китае, Японии, Непале, Индии, горных районах Шри-Ланки. В нашей стране большое количество этих шершней обитает в Приморском крае. На Тайване его называют «пчелой-тигром». В Японии подвид этого шершня (японского огромного шершня, который является эндемиком) называют «воробьём-пчелой», из-за огромного размаха его крыльев.

Численность крупной колонии Vespa mandarinia может достигать порядка 300 особей. Этот хищник нападает на пчёл и другие виды шершней. Если насекомое потревожить, то оно может ужалить человека. Яд шершня высокотоксичен и ежегодно от укусов Vespa mandarinia japonica в Японии погибает до сорока человек.

Vespa mandarinia japonica
Vespa mandarinia japonica. Полосат и очень опасен.

Большие и тяжёлые жуки

Самые большие жуки — не самые тяжёлые. Сложно выбрать «чемпиона» по длине — размеры самых крупных видов приблизительно одинаковые, и никто не гарантирует, что собраны самые выдающиеся образцы (насекомых несоизмеримо больше, чем людей, их изучающих).

Тройка лидеров: дровосек-титан (Titanus giganteus) — 167 мм. Жук-геркулес (Dynastes hercules) — до 171 мм. Дровосек-большезуб (Macrodontia cervicornis) — 169 мм. Все эти виды живут в Южной Америке.

Дровосек-титан
Дровосек-титан.
Дровосеки-титаны
Дровосеки-титаны из коллекции Лондонского музея естественной истории.

Жук-геркулес:

Macrodontia cervicornis
Macrodontia cervicornis.

А самые тяжёлые жуки — представители рода Goliathus, жуки-голиафы. Они, по некоторым данным, могут весить 80—100 граммов (самцы).

Goliathus meleagris

Личинка Goliathus regius

Тараканище

Говорят, что в плоти таракана содержится в три раза больше белка, чем в курятине (самое время вспомнить об «альтернативном животноводстве»). Но размеры крупных представителей отряда таракановых не рекордные — около 10 см.

Крупные тараканы хорошо знакомы владельцам террариумов (в основном как кормовые животные).

Гигантский лесной таракан
Гигантский таракан (Blaberus giganteus) иногда завозится вместе с бананами и в страны с умеренным климатом.

Самый тяжёлый таракан — австралийский таракан-носорог (Macropanesthia rhinoceros)

Macropanesthia rhinoceros
Macropanesthia rhinoceros.

Огромные бабочки

Самый крупный представитель группы чешуекрылых по размаху крыльев (до 28 см) — ночная бабочка совка агриппина (Thysania agrippina). Обитает в Южной Америке.

Дневные бабочки чуть поменьше.

Птицекрылка королевы Александры (Ornithoptera alexandrae). Чтобы добыть первый, ставший типовым образец этой бабочки, зоологу Алберту Стьюарту Мику (Albert Stewart Meek) потребовалось ружьё (бабочки-орнитоптеры очень высоко летают — использование натуралистами для их добычи ружей с патронами, начинённые семенами горчицы или самой мелкой дробью, было в викторианскую эпоху вполне обычным делом).

Ornithoptera alexandrae
Ornithoptera alexandrae (самец).
Вымышленные насекомые, разумеется, гораздо крупнее своих прототипов из реальной жизни. Например, Мотра — герой японских комиксов и фильмов, соперник Годзиллы. Это удивительный «мотылёк», появившийся в результате мутации на заражённом в ходе ядерных испытаний острове.

Бабочка с самой большой площадью крыльев обитает в Австралии и Папуа-Новой Гвинее. Это ночная павлиноглазка геркулес (Coscinocera hercules).

Coscinocera hercules
Coscinocera hercules.

Кровососы

Осторожно, комары!
Осторожно: комары!

Кровососущие насекомые страшны не размером, а количеством. Но есть и довольно крупные, например, широко распространённый в Центральной, Восточной, Южной и Северной Европе обыкновенный пестряк (Chrysops relictus). Эта муха из семейства слепней достигает 14 мм в длину. Кусает больно.

Chrysops relictus
Chrysops relictus.
О том, какой проблемой стали бы для людей гигантские комары, рассказывает художественный фильм 1994 года «Москиты» (Mosquito).

«Космический корабль инопланетян терпит крушение прямо в центре Национального парка США. Единственный, оставшийся в живых пришелец, пытается выбраться из люка, но падает замертво. Через некоторое время, привлечённые необычным запахом пота, на астронавта садятся комары и начинают пить его кровь. Вскоре комары увеличиваются в размерах и превращаются в настоящих мутантов-кровопийц. Они начинают наводить ужас на простых американцев».

Mosquito1994
Комары: ужас воображаемый.
Black_Fly_Attack_on_theDubawnt_River_Nunavut
Гнус. Реальный кошмар.

Большой проблемой для жителей Африки остаётся муха цеце — размер её такой же, как у «нашего» пестряка, но главная беда не в том, что насекомое больно кусается и пьёт кровь. Муха переносит множество опасных заболеваний, распространение которых приводит к многочисленным смертям.

А самая крупная муха редка и опасности для человека не несёт. Это Gauromydas heros, живёт в Южной Америке.

Gauromydas heros
Gauromydas heros. Самцы посещают цветы, а самки видимо вообще не питаются.

Новозеландские уэта — жертвы адвентивных видов

Уэта — собирательное название более чем сотни видов, обитающих на территории Новой Зеландии. Это представители отряда Прямокрылые — семейств Anostostomatidae и Rhaphidophoridae. Название происходит из языка маори.

К данной группе относится одно из тяжелейших насекомых — Deinacrida heteracantha. Самки данного вида, достигая длины 8,5 сантиметров, могут весить до 71 грамма, что, впрочем, меньше массы некоторых жуков (тех же голиафов).

Deinacrida heteracantha
Deinacrida heteracantha.

Гигантские размеры нелетающих прямокрылых Новой Зеландии, в частности уэта, связаны с отсутствием на островах мелких млекопитающих — насекомые заняли их экологическую нишу. Но ситуация изменилась — вместе с  человеком в Новую Зеландию попали мыши, крысы, ежи и кошки и численность уэта неуклонно сокращается. Под угрозой исчезновения находятся 16 видов. В Новой Зеландии с 70-х годов прошлого века действуют программы по сохранению уэта, предполагающие как содержание животных в неволе, так и охрану природных зон их обитания.

Гигантская уховёртка мертва

Гигантскую уховёртку Labidura herculeana сохранить не удалось.

Описанные в 1798 году датским энтомологом Иоганном Фабрицием гигантские уховёртки долгое время считались исчезнувшими. Только в 1950—1960-х годах они были повторно открыты — их нашли орнитологи Дуглас Дорвард (Douglas Dorward) и Филип Ашмоул (Philip Ashmole) в ходе сбора костей птиц на острове Святой Елены. Это единственный местный эндемик отряда, остальные присутствующие здесь виды уховёрток являются космополитами.

Labidura herculeana
Labidura herculeana.

Последняя встреча с живой уховёрткой состоялась в мае 1967 года. Попытки обнаружить вид в 2000 и 2003 годах не увенчались успехом. В 2014 году вид признали вымершим. Причина вымирания — изменение среды обитания и появление конкурирующего вида — Scolopendra morsitans.

Стрекозы-паукоеды и богомолы-птицееды

Вернёмся к стрекозам. Самый крупный из ныне живущих видов — Megaloprepus caerulatus. Наиболее крупные самцы (а это один из немногих видов равнокрылых стрекоз, самцы которого крупнее самок) могут достигать размаха крыльев до 190 мм с длиной брюшка до 100 мм.

Летают медленным, порхающим полётом. Имаго питаются пауками, которых хватают прямо с их ловчих сетей.

И вспомним о крупных богомолах — охотниках на птиц: см. «Большие богомолы едят маленьких птиц».