«Мы плывём по разлившейся и затопившей лес реке навстречу индейцам майоруна. Чтобы наполнить тела энергией перед охотой, они употребляет странное вещество лягушачьего происхождения, называемое «сапо» (или «камбо»). Им же женщины натирают половые органы, чтобы прервать беременность».
Так начинает свой видеорепортаж для журнала Vice Гамильтон Моррис (Hamilton Morris), автор серии тематических выпусков, описывающих опыты с наркотиками. Недавней волной это вещество, по сути — яд, вызывающий сильное отравление, вынесло на пик популярности в движениях нью-эйдж, в том числе и российских. Его добывают из соскобов слизи двухцветной филломедузы, или, как говорят индейцы, лягушки «камбо»/«сапо». Эта слизь содержит большое количество пептидов, в том числе и опиоидных. Многие верят, что эти пептиды «очищают организм от токсинов», помогают побороть депрессию и избавиться от зависимостей. В своих утверждениях такие люди ссылаются на якобы существующие научные доказательства, подтверждающие эффективность подобного лечения. В «XX2 веке» мы ставим перед собой задачу бороться с псевдонаукой и шарлатанством, поэтому решили проверить доказательную базу под подобными утверждениями.
Распятые раздражённые лягушки
Яд «камбо» собирают довольно специфичным образом. Вечером после заката индейцы выходят в джунгли на поиски амфибии. Чтобы привлечь внимание лягушек, они начинают подражать кваканью, пытаясь таким образом спровоцировать ответ и понять, где находится ответившая особь. Лягушки, судя по всему, не очень вёрткие, поэтому поймать их несложно. После того, как лягушка попалась, её растягивают на верёвках, привязанных к деревянным штырям, за лапки, нервируют лягушку, чтобы она выделяла слизь, и палочкой её соскребают. Яд либо сразу употребляют, разводя слюной, либо засушивают на дощечке на будущее. «Абсолютно неповреждённую» лягушку после процедуры отпускают обратно в джунгли, чтобы потом её вновь поймать и снова поживиться слизью.
Новичок в арсенале шарлатана
Началось всё с того, что французский миссионер Константин Тастевин (Constantin Tastevin) впервые засвидетельствовал использование камбо в Амазонии в 1925 году. После этого камбо появляется в источниках только в 1980-х: журналист Питер Горман (Peter Gorman) и антрополог Катарин Милтон (Katharine Milton) съездили к индейцам матсес (майоруна) в Перу и задокументировали свой опыт употребления яда. Горман отправил образцы камбо в западные университеты, в том числе и Витторио Эрспамеру (Vittorio Erspamer), итальянскому фармакологу, основной заслугой которого является первое описание серотонина. Эспамер был первым, кто в 1990-х годах указал на потенциальные лечебные свойства пептидов из слизи филломедузы. Любители камбо любят бравировать этим фактом:
Статус Эспамера как нобелевского номинанта, видимо, призван прибавить солидности утверждениям о медицинских свойствах яда.
Несмотря на то, что нам известно о камбо с 1980-х годов, в обиход шарлатанов он вошёл только за последнее десятилетие. Впервые камбо был предложен в качестве терапии Франсиско Гомесом (Francisco Gomes), индейцем-полукровкой катукина, живущим в Сан-Паулу, в 1994-м году. С 1999 к нему присоединились и другие «белые» любители альтернативной медицины, началась коммерциализация яда. В отличие от аяуаски, амазонского напитка, содержащего DMT и открыто позиционируемого как галлюциногенный наркотик, камбо стали пиарить именно как «лечение»:
Как видно, дело прибыльное. В России 5 порций яда обойдутся в 3900 рублей, а цену прохождения ритуала в Москве организаторы не называют, предлагая обращаться в личку.
И да, за время своего бытования в западном мире камбо оброс целым ритуалом — хотя в оригинале никакого ритуала не существовало, люди просто его рутинно употребляли. Сейчас же, как правило, практикующие собираются группами, садятся в кругу на пол, перед каждым — по ведру для отрыжки (после приёма часто начинает тошнить, что многими, кстати, воспринимается как основной элемент «чистки от токсинов»). Британская девушка Марш из статьи в Vice описывает церемонию так:
В начале все было довольно мило. Мы сидели в чьей-то плохо освещённой гостиной. Я стояла на коленях перед небольшим алтарём со стеклянной лягушкой. Рядом было два молодых парня, которых я никогда раньше не видела. Инструктор пел шаманские песни, в комнате было накурено шалфейными благовониями. Играла фоновая музыка — звуки тропического леса. [Инструктор] тлеющей палочкой три раза прижёг мою руку и куском коры нанёс на ожоги прозрачные капельки лягушачьего яда.
Марш утверждает, что смогла вылечиться таким образом от алкоголизма — но ей приходится повторять сессии время от времени, потому что тяга к алкоголю возвращается. Другая девушка из того же репортажа Vice говорит, что попробовала камбо, отчаявшись подобрать правильный антидепрессант.
В самом деле, что же в этой слизи такого?
Что обуславливает её «целебные» свойства? Увы, про «целебные» науке ничего не известно. Зато известно, какие вещества в её составе вызывают рвоту, тахикардию и анестетический эффект.
В слизи камбо находят следующие вещества1:
Саваджин (sauvagine) в исследованиях на мышиных моделях повышает уровень кортикостероидов в плазме крови. Его наличие в лягушачьей слизи может объяснить, почему люди чувствуют подъём сил и общей выносливости, возникающие на поздней стадии интоксикации камбо. Также к эффектам саваджина относятся гипотония и тахикардия, возникающие вследствие расширения периферических сосудов.
Филомедузин (phyllomedusin) (из группы тахикининов) — пептид с сосудорасширяющим эффектом. Также на его счёт можно отнести возникновение у некоторых употребляющих камбо синдрома неадекватной секреции антидиуретического гормона, который результирует в антидиурезе (невозможности помочиться).
44-летняя женщина из Словении участвовала в ритуале камбо. После получения ожогов и приложения к ним яда, она по велению инструктора выпила 6 литров воды. Постепенно у неё развилась тошнота, рвота, спутанность сознания, летаргия, мышечная слабость, судороги, одышка и потеря памяти. Как показал анализ крови, это случилось в результате гипонатриемии, которая возникла на почве синдрома неадекватной секреции антидиуретического гормона.
Филокинин (phyllokinin) вместе с филомедузином увеличивают проницаемость гематоэнцефалического барьера, что облегчает доступ других пептидов к клеткам мозга.
Нейрокинин B (neurokinin B) может изменять частоту сердечных сокращений, артериальное давление, провоцировать потливость и повышать температуру кожи.
Бомбезин (bombesin) может вызывать тремор.
Все описанные выше вещества отвечают, в основном, за интоксикацию. Но есть ещё несколько пептидов в составе камбо, вызывающие скорее анальгезирующий эффект — это дерморфины (dermorphins) и делторфины (deltorphins). Эти пептиды — опиоидные! Это агонисты опиоидных рецепторов, что ставит камбо в один ряд с другими рекреационными наркотиками-агонистами опиоидных рецепторов, например, героином.
Тут можно возразить: опиоидные пептиды есть, например, в таких безобидных продуктах как молоко или хлеб (глютен). Но в отличие от казоморфина (casomorphin) и глютенового экзорфина (gluten exorphin), дерморфины и делторфины — довольно мощные по своему воздействию пептиды.
Дерморфины — наиболее сильные из морфинов лиганды мю-опиоидных рецепторов в периферической и центральной нервной системе, а делторфины — сильные лиганды B-опиоидных рецепторов (сильнее, чем любое другое известное вещество). При введении дерморфина крысам интрацеребровентрикулярно (прямо в мозг) в малых дозах (6—50 пикомоль/крыса), у них наблюдались судороги и тремор, а при высоких дозах — тонико-клонические судороги и иногда смерть.
Науке известна только одна человеческая смерть, ассоциированная с камбо:
Также несколько смертей связаны с нетрадиционным употреблением наркотика — перорально или посредством курения. Малое количество зарегистрированных смертей скорее связано со сравнительно нешироким распространением наркотика и сравнительной нерегулярностью его применения. К тому же, сила различных симптомов зависит от концентрации пептидов, которая может варьироваться от порции к порции.
В любом случае, оборот этого вещества, как и всех подобных, по-хорошему, должен регулироваться законом. Но так как на рынок в Европу и США камбо попал недавно, в зону видимости соответствующих органов он ещё не вошёл. Сейчас закон, запрещающий использование камбо в медицинских целях, есть только в Бразилии.
Копирайт на яд
Помимо риска, которому люди подвергают себя, употребляя опиаты и пытаясь ими «лечиться», распространение камбо вредит ещё и коренному населению Амазонии. В 1980—90-е, после того, как стал известен состав пептидов камбо, фармацевтические компании начали их патентовать. Это неудивительно: в тот момент фармакологическая индустрия проявляла большой интерес и к другим веществам, обнаруженным в Амазонии (среди них, например, яд бразильской гадюки, на основе которого в 1970-х годах было разработано лекарство от давления под названием Каптоприл). Но из пептидов камбо, в итоге, никакого лекарства не разработали.
Лекарства не разработали, но врагов себе нажили: в 2003-м году индейцы катукина обвинили фармацевтические компании, запатентовавшие пептиды камбо, в биопиратстве. По их словам, права на медицинское применение камбо принадлежат исключительно катукина и другим амазонским племенам. В 2004 году, в ответ на это, правительство Бразилии запретило любую рекламу медицинского или терапевтического применения камбо, фактически сделав применение наркотика среди городских жителей нелегальным.
Но так как в других странах камбо остаётся легальным, искатели приключений, а также камбо-бизнесмены, регулярно наведываются в тропики. Таким образом, племена до сих пор сталкиваются с кражей их «интеллектуальной собственности», но ничего с этим не могут поделать. Надо сказать, нарушение копирайта на яд — это всего лишь мелочь по сравнению с проблемами, с которыми нужно справляться местным индейцам: через их территории проходит наркотрафик, джунгли в местах их проживания активно вырубают.
Помимо наносимого вреда практикующим камбо и индейцам-матсес, в будущем могут пострадать популяции лягушек-филломедуз — из-за промышленного производства палочек-камбо.
Комбо из яда и дурака
Я недавно была на фестивале, где под одним из навесов проводили ритуал камбо, откуда я и узнала про яд. Судя по рассказам, участники ритуала принимали его нетрадиционным образом — смешивая с кашей и вводя смесь перорально. С нетрадиционным применением камбо шутить не стоит, оно связано с некоторым количеством зарегистрированных смертей. Да и вообще, совать в рот незнакомые вещи может оказаться себе дороже. Так, в яде камбо, традиционно разводимом слюной, могут оказаться паразиты. Прикладывать нестерильные вещи к ранам — тоже крайне нежелательно, а если делать ожоги на местах прежних ожогов, это может привести к некрозу.
Поэтому тщательно думайте о своей гигиене и потенциальном вреде здоровью, прежде чем решаетесь на приём веществ с неоднозначным и научно не установленным эффектом.
1 Информация в этом разделе взята из статей [1], [2], [3] и [4]. Примечательно, что все эти кейс-репорты — не старше 2016-го года.