Универсальная вакцина против вируса гриппа А успешно прошла испытания на мышах

Пока вакцины против гриппа приходится разрабатывать ежегодно. Но учёные не оставляют надежды создать универсальную «прививку от гриппа», способную защитить от большинства штаммов вируса.

Новая вакцина с двойным покрытием из наночастиц успешно защитила подопытных мышей от вируса гриппа A. Исследование велось под руководством учёных из Университета штата Джорджия (Georgia State University).

Грипп — инфекционное респираторное заболевание, поражающее носоглотку и лёгкие, продолжает представлять угрозу для общественного здоровья. В США именно грипп остаётся одной из ведущих причин смерти. Центры по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) отметили, что эпидемиологический сезон 2017—2018 был чрезвычайно тяжёлым, показатели заболеваемости гриппом и связанных с этой болезнью госпитализаций достигли рекордных значений.

Во всём мире существует острая потребность в вакцинах, способных надёжно защитить людей от всего разнообразия вирусов, вызывающих грипп. Сейчас учёные вынуждены обновлять противогриппозные вакцины ежегодно, пытаясь предсказать, какие штаммы получат наибольшее распространение в следующем эпидемиологическом сезоне. Если прогноз не сбывается, надёжность защиты падает, что, в свою очередь, может привести к возникновению эпидемий и пандемий. В контексте борьбы с гриппом нанотехнологии выглядят очень перспективно — их можно использовать при создании новых противогриппозных вакцин. Именно это и попытались сделать авторы новой работы.

Чтобы создать наночастицы для экспериментальной вакцины, учёные использовали пептиды, цепочки из двух и более аминокислот. Пептиды гораздо мельче белков, но они способны имитировать биологические особенности вирусов, инициируя тем самым развитие иммунного ответа.

Каждая наночастица с двойным покрытием содержала в себе ядро из пептидов нуклеопротеина, внутреннего белка гриппа, способного вызывать реакцию T-клеток иммунной системы. Снаружи наночастицы покрыли оболочкой из пептидов внешней части вируса гриппа А. Эта область вируса достаточно «консервативна» с эволюционной точки зрения, она присутствует во многих штаммах вируса гриппа А и поэтому рассматривается как перспективная часть универсальных противогриппозных вакцин. В формировании экспериментальной вакцины были использованы фрагменты вирусов человеческого, свиного и птичьего гриппа.

Пептидные наночастицы с двойной оболочкой были введены в организм подопытных мышей при помощи растворимого микроигольного пластыря. Препарат вызвал устойчивый продолжительный иммунный ответ и защитил мышей при контакте с вирусом гриппа А — все привитые животные выжили, в то время как мыши, получившие плацебо, погибли в течение одной недели. Результаты работы опубликованы в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences).

Теперь исследователи планируют дополнить «нановакцину» белком, присутствующим на поверхности вируса гриппа. Учёные надеются, что в будущем вакцина будет вводиться в организм при помощи микроигольных пластырей. Основной своей целью исследователи назвали создание универсальной вакцины с усовершенствованным способом доставки в организм.

Интересно, что новый подход может использоваться для создания вакцин против других патогенов и рака. Доказано, что пептидные наночастицы в оболочке одновременно действенны и надёжны, а значит, потенциально они могут использоваться для создания других вакцин на основе пептидов.