«Умный» фотокатализатор разрушил загрязнители сточных вод с помощью солнечного света всего за полчаса

Переключение режима работы фотокатализатора при изменении внешних условий и длины волны облучения; возможные области применения материала. Источник: Мария Калинина.

Учёные синтезировали уникальный материал — гибридный фотокатализатор, состоящий из органического и неорганического нанокомпонентов. Под действием видимого и ультрафиолетового света он генерирует свободные радикалы, которые с эффективностью более 90% разрушают органические загрязнители, попадающие в сточные воды химических производств.

Кроме того, новый фотокатализатор в 11 раз быстрее аналогов подавляет рост бактерий Escherichia coli — микроорганизма, активно размножающегося в сточных водах. Полученный материал потенциально
может использоваться при очистке сточных вод от токсинов, красителей и других соединений, использующихся в химической промышленности, а также при их обеззараживании от микроорганизмов. Результаты исследования, поддержанного грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Advanced Materials and Interfaces.

Твёрдые фотокатализаторы — это активно развивающийся класс «зелёных» материалов, способных преобразовывать энергию света в химическую, которая может быть использована для очистки сточных вод. Под действием света такие материалы генерируют активные частицы — свободные радикалы, — которые разрушают прочные химические связи в молекулах загрязнителей, тем самым обеспечивая процесс очистки. В то же время существующие технологии сборки фотокатализаторов трудоёмкие и дорогие, что ограничивает их широкое применение.

Сотрудники Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН (Москва) разработали гибридный фотокатализатор, объединяющий органический и неорганический компоненты. В его состав входят порфирины — окрашенные соединения, способные поглощать видимый свет, — а также наночастицы дисульфида молибдена толщиной в один атомный слой. Чтобы соединить эти компоненты, авторы использовали метод нековалентной самосборки, когда между молекулами и частицами устанавливаются слабые взаимодействия, но, поскольку таких взаимодействий много, все компоненты оказываются вовлечены в химический процесс.

Рисунок 1
Первый автор работы, аспирант второго года обучения ИФХЭ РАН Максим Соколов.

Так как фотокатализатор самособирается при последовательном смешивании всех компонентов и практически не расходует энергию, разработанный подход удешевляет синтез фотокатализаторов. Кроме того, такой метод одновременно решает проблему их утилизации: компоненты материала легко разделяются в подходящем растворителе, а потому могут использоваться повторно.

В отличие от других известных твёрдых фотокатализаторов на основе оксида графена, при облучении ультрафиолетовым или видимым светом синтезированный материал проявлял «умные» свойства и генерировал разные активные частицы: гидроксильные радикалы, водород-радикалы и синглетный кислород, обладающий более высокой энергией, чем молекулярный кислород. При этом под действием видимого света образцы не испускали собственного излучения, тогда как при облучении ультрафиолетом они светились красным. Таким образом, по наличию или отсутствию излучения учёные понимали, какие активные частицы испускает фотокатализатор, и могли контролировать режим его работы. При облучении видимым светом вместе с ультрафиолетом материал разрушал модельный органический загрязнитель с эффективностью более 90% всего за полчаса.

Исследованы и антибактериальные свойства нового материала. Для этого образец нанесли на чашку Петри с колониями Escherichia coli — бактерии, в большом количестве обитающей в сточных водах. Оказалось, что за 10 минут фотокатализатор с помощью видимого света уничтожил 34% бактериальных колоний, тогда как контрольный образец без фотокатализатора справился только с 3% колоний.

«Мы уверены, что предложенный метод синтеза позволит добиться будущего прогресса в области создания «зелёных» фотокатализаторов. Он позволит снизить нагрузку на окружающую среду, поскольку уменьшит затраты на их производство и даст возможность повторно применять компоненты отработанных материалов в новых наноустройствах. В дальнейшем мы планируем использовать более сложные сочетания различных двумерных наночастиц и молекул-хромофоров для создания управляемых "умных" материалов, способных к переключению между режимом фотокатализа и режимом катализаторов и искусственных ферментов, чтобы применять их для замкнутых химических циклов, в которых отходы химического производства утилизируются или идут в переработку одновременно с выпуском продукции», — рассказывает руководитель проекта Мария Калинина, доктор химических наук, ведущий научный сотрудник Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН.