Астронавты программы «Аполлон» чаще умирают от проблем с сердцем

Астронавты миссии Аполлон-11 Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин. Армстронг и Олдрин первыми побывали на Луне.
Астронавты миссии «Аполлон-11» Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин. Армстронг и Олдрин первыми побывали на Луне.

Астронавты программы «Аполлон» страдают от сердечно-сосудистых заболеваний чаще остальных космонавтов. Учёные предполагают, что проблемы со здоровьем — побочные эффекты космической радиации.

В статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, учёные Университета штата Флорида (Florida State University) объясняют, что космонавты, участвовавшие в лунных миссиях, испытали воздействие мощного космического излучения, с которым не сталкивались другие астронавты. «Нам очень мало известно о том, как радиация дальнего космоса влияет на здоровье человека, в частности, на сердечно-сосудистую систему», — говорит член научной группы Майкл Делп (Michael Delp).

Это первое исследование, посвящённое смертности астронавтов миссии «Аполлон». Программа пилотируемых космических полётов космического агентства НАСА была принята в 1961 и завершилась в 1972 году. В период с 1968 по 1972 годы астронавты совершили одиннадцать пилотируемых полётов, девять из них — за пределы околоземной орбиты. Программа получила известность благодаря первой высадке человека на Луну и неудачному запуску «Аполлона-13».

Астронавты проходят жёсткий отбор, в том числе по состоянию здоровья, и имеют доступ к самому качественному медицинскому обслуживанию, поэтому их здоровье, как правило, лучше, чем в среднем по популяции. Однако когда космонавты программы «Аполлон» оказались в дальнем космосе, они попали в уникальные природные условия, в которых не был больше никто в мире. Из двадцати четырёх человек, побывавших в дальнем космосе в ходе полётов на Луну, восемь умерли. Данные семерых умерших астронавтов были включены в исследование. Восьмой — Эдгар Митчелл — скончался после того, как анализ данных был завершён. Учёные выяснили, что 43% умерших участников миссии «Аполлон» скончались от сердечно-сосудистых заболеваний. Это в четыре раза выше, чем показатели астронавтов, которые вообще не участвовали в полётах или выходили на низкую околоземную орбиту.

Кроме того, исследователи проводили эксперименты на мышах, подвергая животных воздействию радиации, с которым должны были сталкиваться космонавты. Через полгода — примерно равных человеческим двадцати годам — у мышей обнаружилось поражение коронарных артерий, которое приводит к возникновению ишемической болезни сердца. «Данные экспериментов на мышах показывают, что радиация дальнего космоса вредна для здоровья сосудов», — заключает Делп. Учёные в сотрудничестве с NASA продолжат исследования здоровья астронавтов.

Пилотируемые полёты программы «Аполлон»

«Аполлон-7» — первый пилотируемый полёт в рамках программы «Аполлон», стартовал 11 октября 1968. Одиннадцатидневный полёт на орбите Земли был посвящён комплексным испытаниям командного модуля и командно-измерительного комплекса.

«Аполлон-8» — стартовал 21 декабря 1968 года. Космический корабль совершил первый в истории человечества пилотируемый облёт Луны.

«Аполлон-9» — стартовал 3 марта 1969 года, целью полёта была максимально возможная имитация режимов работы и условий полёта, предусмотренных типовой программой полёта на Луну.

«Аполлон-10» — стартовал 18 мая 1969 года, в ходе полёта проведена «генеральная репетиция» высадки на Луну. Программа предусматривала все операции, которые предстояло осуществить при высадке, за исключением собственно прилунения.

«Аполлон-11» — стартовал 16 июля 1969 года, в ходе полёта жители Земли впервые совершили высадку на Луну.

«Аполлон-12» — стартовал 14 ноября 1969 года, 19 ноября состоялась вторая высадка на Луну.

«Аполлон-13» — стартовал 11 апреля 1970 года. На расстоянии 330 000 километров от Земли произошёл взрыв бака с жидким кислородом и выход из строя двух из трёх батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение отсека экипажа командного модуля. В распоряжении астронавтов остался неповреждённый лунный модуль, используя его двигатель, траекторию удалось скорректировать так, чтобы после облёта Луны корабль вернулся на Землю.

«Аполлон-14» — стартовал 31 января 1971 года, в ходе полёта были проведены мероприятия более обширной, чем во время предыдущих полётов, научной программы.

«Аполлон-15» — стартовал 26 июля 1971 года, в ходе экспедиции впервые использовался лунный автомобиль.

«Аполлон-16» — стартовал 16 апреля 1972 года, в ходе экспедиции осуществлена исследовательская программа, собрано 94,7 кг лунных пород.

«Аполлон-17» — стартовал 7 декабря 1972 года, в ходе миссии произошла последняя на данный момент высадка на Луну.