В Великобритании добровольцам перелили эритроциты, выращенные из донорских стволовых клеток

Специалисты из Великобритании в рамках клинического испытания перелили здоровым добровольцам эритроциты, выращенные в лаборатории из стволовых клеток доноров. Эта биомедицинская технология, возможно, облегчит в будущем лечение пациентов с серповидноклеточной анемией или талассемией, а также носителей редких групп крови, которым по какой-либо причине требуются регулярные переливания.

«Это сложное и захватывающее клиническое испытание — огромный шаг вперед для производства крови из стволовых клеток, — комментирует профессор Эшли Той (Ashley Toye) из Бристольского университета (University of Bristol). — Это первый случай переливания крови, выращенной в лаборатории крови из донорских стволовых клеток. И мы рады видеть, насколько хорошо клетки работают в конце клинического испытания».

Кстати, искусственные эритроциты, которые перелили донорам, помечены специальным индикатором — дело в том, что учёные планируют проверить их состояние через полгода после испытаний.

Пока специалисты не обнаружили у добровольцев никаких негативных побочных эффектов. Кроме того, по словам учёных, у выращенных в лаборатории эритроцитов есть преимущества перед взятыми непосредственно у доноров. Дело в том, что продолжительность жизни эритроцитов составляет примерно 120 дней, и в обычной донорской крови все эритроциты разного возраста. А вот все эритроциты, выращенные в лаборатории, будут «свежие» — и поэтому станут работать лучше и дольше. Возможно, благодаря этому некоторым пациентам, требующим регулярных переливаний крови, эту процедуру надо будет проводить реже — и в результате не будет развиваться синдром вторичной перегрузки железом (это опасное осложнение, появляющееся в результате избыточной абсорбции железа, при повторяющихся переливаниях крови или при избыточном пероральном приёме железосодержащих добавок).

Учёные описывают производство эритроцитов так: сначала из донорской крови забирают взрослые стволовые клетки, которые затем помещают в специальный питательный раствор на 18—21 день. Раствор способствует тому, что клетки размножаются и становятся более зрелыми. По словам учёных, чтобы получить 1—2 столовые ложки эритроцитов, необходимо около 24 литров питательного раствора.