Сколько может терпеть сойка?

Сойка собирается припрятать орех.

Самоконтроль — способность сопротивляться искушению, чтобы дождаться отсроченного вознаграждения — жизненно важный для людей навык. Но, как выясняется, не только для них, и даже не только для человекообразных.

Сойки — представители семейства врановых, которых часто называют «пернатыми обезьянами», потому что в некоторых интеллектуальных тестах они не уступают приматам. А ещё у врановых есть интересное свойство: они способны припрятать еду на потом. А это значит, что такая птица может отложить немедленное поедание пищи, чтобы обеспечить себя пропитанием в будущем. Исследователи считают, что это могло способствовать эволюции самоконтроля.

Из всех врановых сойки особенно страдают от «воров» — других птиц, способных похитить пищу из тайника. Поэтому им необходимо самообладание, чтобы дождаться подходящего момента, когда за ними никто не наблюдает, и припрятать лакомство. Чтобы проверить самоконтроль десяти обыкновенных соек (Garrulus glandarius), исследователи разработали эксперимент, вдохновлённый так называемым «зефирным тестом». В этом эксперименте 1972 года детям предлагался выбор между одной зефиркой немедленно или двумя, если они готовы были ждать.

Вместо зефира соек соблазняли мучными червями, хлебом и сыром. Мучные черви — любимое лакомство этих птиц. Соответственно, им приходилось выбирать между хлебом или сыром, которые можно было получить немедленно, и мучным червём, которого птицы могли видеть, но добраться до которого могли только после паузы, когда поднимался экран из плексигласа. Задержка при этом составляла от 5 секунд до 5 с половиной минут. Способны ли сойки потерпеть, отказаться от немедленной подачки и дождаться любимой еды?

Всем птицам в эксперименте удалось дождаться червя, но некоторые оказались способны ждать гораздо дольше других. Самой способной оказалась самка по имени Джей-Ло, которая проигнорировал кусок сыра и пять с половиной минут ждал мучного червя. Самые нетерпеливые, Дольчи и Гомер, могли ждать максимум 20 секунд.

«Просто уму непостижимо, что некоторые сойки могут так долго ждать своей любимой еды. Во время нескольких испытаний я сидела и наблюдала, как Джей-Ло игнорировала кусок сыра более пяти минут — мне было скучно, но она просто терпеливо ждала своего червя», — рассказывает доктор Александра Шнелл (Alexandra K. Schnell) с факультета психологии Кембриджского университета, первый автор публикации.

Сойки даже отводили взгляд от предлагаемого хлеба или сыра, словно чтобы отвлечься от соблазна. Подобное поведение наблюдается у шимпанзе и детей.

Исследователи также предложили сойкам пять когнитивных задач, которые обычно используются для оценки общего интеллекта. Птицы, которые лучше справились с этими задачами, также были способны дольше ждать лакомства. Это говорит о том, что самоконтроль у соек связан с интеллектом. Кроме того, сойки меняли поведение в зависимости от обстоятельств: в другом эксперименте, где червь был виден, но всегда недоступен, птицы спокойно ели предлагавшиеся хлеб или сыр. Эта гибкость показывает, что сойки откладывают удовлетворение только тогда, когда это оправдано.