Стволовые клетки, возможно, способны помочь заменить утраченные сенсорные нейроны

Сенсорные нейроны периферической нервной системы, благодаря которым мы воспринимаем прикосновения, температуру и боль, могут быть безвозвратно утрачены в результате инфекций, травм, в ответ на применение определённых лекарств, а также у больных периферической нейропатией, развившейся из-за диабета, множественной миеломы или по другим причинам. Ныне практикуемые методы лечения периферической нейропатии и подобных состояний — в основном, поддерживающие и симптоматические и не могут вернуть утраченные сенсорные нейроны, которые, как считается, обладают очень ограниченной способностью к регенерации после травмы или заболевания.

Недавнее исследование, проведённое французскими учёными и опубликованное в журнале Stem Cell Reports, показывает, что существуют стволовые клетки, обладающие потенциалом для регенерации утраченных нейронов и глии в сенсорной нервной системе. Пока — в сенсорной нервной системе мышей.

Спинальные ганглии мыши
Спинальные ганглии мыши.

Клеточные тела сенсорных нейронов сгруппированы в так называемых спинальных ганглиях (dorsal root ganglion, DRG), расположенных близко к спинному мозгу. Эти нервные узлы передают сенсорные сигналы от различных рецепторов (например, от термо- и болевых) в центральную нервную систему. Помимо сенсорных нейронов, DRG также содержат вспомогательные клетки, известные как сателлитная глия и шванновские клетки, которые помогают нейронам нормально функционировать.

Исследование французских нейрофизиологов продемонстрировало, что спинальные ганглии содержат стволовые клетки, обладающие потенциалом регенерации утраченных нейронов. Проведя множество экспериментов с живыми трансгенными мышами, у которых различные клетки были маркированы для их отслеживания и картирования, и с клеточными культурами, учёные обнаружили, что после повреждения отмирающие клетки спинального ганглия могут быть заменены субпопуляцией стволовых клеток, содержащейся в сателлитной глии, которые активируются и генерируют новую глию и, в меньшей степени, новые нейроны.

Идентификация этих стволовых клеток спинальных ганглиев у мышей демонстрирует потенциальный источник регенерации утраченных нейронов, но потребуются дополнительные исследования, чтобы узнать, существуют ли клетки с аналогичным потенциалом у людей, и если да, то как их можно использовать для усиления регенерации сенсорных нейронов у пациентов с нейропатией.