Лиза Дайсон (Lisa Dyson) и Джон Рид (John Reed), первая — специалистка по физике, второй — в области материаловедения, работали вместе в лаборатории Беркли (Berkeley Lab). У них была общая цель — обуздать глобальное потепление. И они знали, что один из способов сделать это — обратить внимание на то, что мы едим: сельское хозяйство в ответе за четверть ежегодных выбросов парниковых газов, а за большую часть собственно сельскохозяйственных выбросов ответственно мясное животноводство. Несмотря на это, мировое потребление мяса составляет около 350 миллионов тонн в год (примерно 386 миллионов тонн) и продолжает расти. К 2050 году население планеты, по оценкам, достигнет 10 миллиардов человек, а это значит, что нам необходимо найти альтернативные белки, чтобы обеспечить питанием больше людей.
В поиске альтернативных источников белка Дайсон и Рид наткнулись на забытые исследования NASA, проводившиеся ещё в 1960-х годах. В одной из публикаций 1967 года рассматривались способы питания астронавтов во время длительного космического путешествия (например, на Марс) при ограниченном количестве продовольствия. Одна из идей заключалась в том, чтобы производить пищу, подкармливая микроорганизмы углекислым газом, который выдыхают астронавты. Поскольку космическая программа так и не добралась до Марса, идея не была доведена до практической реализации. Дайсон и Рид же решили воплотить эту концепцию в жизнь. В 2008 году старые разработки NASA вдохновили пару учёных на создание компании Kiverdi, которая использует переработанный углекислый газ и микроорганизмы для производства таких продуктов, как альтернатива пальмовому и цитрусовому маслу.
В 2019 году они же основали Air Protein, стартап, цель которого — производство мяса, практически, из воздуха. Компания берёт из атмосферы углекислый газ, нагревающий нашу планету, — и пускает его на создание сочного стейка или нежного филе лосося. Для этого Air Protein выращивает в ферментационных чанах специальные микроорганизмы и подает им смесь углекислого газа, кислорода, минералов, воды и азота. В итоге получается богатая белком мука, аминокислотный профиль которой схож с мясным белком. Используя сочетание давления, температуры и кое-каких добавок, производитель может затем придать продукту текстуру и вкус мяса или рыбы.
Создатели считают, что их технология для окружающей среды значительно безвреднее, чем сельское хозяйство. Во-первых, процесс сам по себе углеродно-отрицательный, поскольку для производства белка используется двуокись углерода, которую Air Protein извлекает прямо из атмосферы. Во-вторых, такое производство белка требует в 1,5 миллиона раз меньше земли и в 15 000 раз меньше воды по сравнению с производством той же говядины.
Правда, чтобы продукт Air Protein в самом деле попал на наши столы, ему придётся стать конкурентоспособным по стоимости по отношению к собственно мясу, а также к другим его заменителям, таким, например, как соя и микопротеин. Пока с этим проблемы, но Дайсон надеется, что, поскольку технология не требует значительных площадей, использует минимум ресурсов и опирается на возобновляемые источники энергии, она может привлечь спонсоров и получить ей шансы на успех.