Нагруженные лекарствами гибридные наночастицы против антибиотикорезистентности

Испытания новых гибридных частиц в лаборатории «Неорганические наноматериалы».

В НИТУ «МИСиС» синтезировали снабжённые антибактериальными компонентами наночастицы на основе нитрида бора, которые в перспективе могут использоваться как инновационный препарат против бактериальных и грибковых инфекций. Лабораторные испытания показали, что полученные материалы эффективны в концентрациях в 6—7 раз меньших, чем обычные антибиотики. Результаты работы опубликованы в журнале American Chemical Society Applied Materials Interfaces.

К первому антибиотику, пенициллину, в настоящее время устойчивы до 90—98% стафилококков — возбудителей гнойных инфекций. Некоторые распространённые сегодня бактериальные патогены устойчивы, практически, ко всем известным антибиотикам. Чтобы получить новый антибиотик, как правило, требуется 10—20 лет лабораторных исследований и клинических испытаний. При этом медикаментозная терапия остаётся основным методом борьбы с инфекциями.

В качестве альтернативы учёные активно исследуют возможности новых антимикробных наногибридов, способных преодолеть лекарственную устойчивость без дополнительных побочных эффектов для пациента.

Коллектив учёных лаборатории «Неорганические наноматериалы» НИТУ «МИСиС» совместно с коллегами из Государственного научного центра прикладной микробиологии и биотехнологии и Института биохимии им. Баха разработал наночастицы на основе гексагонального нитрида бора (h-BN), допированные частицами серебра и различными антибиотиками. Полученные наночастицы в опытах показали высокую бактерицидную и противогрибковую активность.

«Наночастицы h-BN были получены в процессе химического осаждения из газовой фазы при взаимодействии аммиака с парами оксида бора. Осаждение частиц серебра на наночастицы осуществляли методом ультрафиолетового разложения нитрата серебра. Далее наночастицы h-BN были насыщенны терапевтическими препаратами бактерицидного и фунгицидного действия (гентамицин, амфотерицин В)», — рассказала одна из авторов исследования, инженер научного проекта лаборатории «Неорганические наноматериалы» НИТУ «МИСиС» Кристина Гудзь.

Полученные наногибриды прошли многочисленные лабораторные биологические тесты более чем на 50 типах бактериальных культур, а также на 5 типах грибковых культур.

«Мы показали, что даже в пределах одного вида Escherichia Coli существует множество штаммов кишечной палочки с лекарственной устойчивостью к различным антибиотикам. При этом полученные нами наночастицы, загруженные гентамицином, оказали сильное антибактериальное действие против 38 типов штаммов бактерий кишечной палочки (E. Coli), двух типов штаммов золотистого стафилококка (S. Аureus) и двух типов штаммов синегнойной палочки (P. Aeruginosa). После высаживания наночастиц серебра на поверхность, спектр действия материалов увеличился до 47 типов штаммов E. Coli. Кроме того, наночастицы с противогрибковым антибиотиком амфотерицином В показали высокую фунгицидную активность против штаммов грибов C. Albicans, C. auris, C. parapsilosis и N. Crassa», — пояснила Кристина Гудзь.

При этом полученные наногибриды оказались способны, в гораздо меньших концентрациях, чем существующие антибиотики, уничтожать бактериальные и грибковые популяции. Минимальная поражающая концентрация гентамицина против штамма E.Coli U-78 равна 64 мг/л, наночастицы BN-антибиотик показали результат при концентрации 40 мг/л. В случае наногибридов Ag/BN-антибиотик потребовалось почти в 6—7 раз меньшее количество: минимальная концентрация гентамицина против штамма E.Coli U-122 равна 256 мг/л, и всего 40 мг/л наногибрида требуется для аналогичного действия.

Кроме того, наногибриды обладают рядом преимуществ из-за повышенной способности сорбировать антибиотики (большая удельная площадь поверхности), умению проникать сквозь стенки сосудов и способности преодолевать гематоэнцефалический барьер, обеспечивая непрерывную доставку лекарств в область инфекции. Наногибриды размером 100 нм показали в 2,5 и 6 раз более высокую сорбционную способность антибиотика по сравнению с микрочастицами диаметром 1 мкм и 10 мкм соответственно.

По мнению разработчиков, применение новых материалов, насыщенных лекарственными препаратами, позволит существенно снизить фармацевтическую нагрузку на организм за счёт доставки бактерицидного препарата непосредственно в область возникновения инфекции.

В настоящее время коллектив продолжает доклинические испытания полученных наногибридов.