Китайский токамак установил новый рекорд по времени удержания плазмы

Экспериментальная установка для удержания плазмы (токамак) <i>EAST</i> в Китае.
Экспериментальная установка для удержания плазмы (токамак) EAST в Китае.

Китайское информационное агентство сообщило о новом рекорде по удержанию плазмы при сверхвысоких температурах в токамаке. В эксперименте 28 мая 2021 года на сверхпроводящем токамаке EAST плазму удалось удержать при температуре 120 миллионов градусов в течение 101 секунды. В этом же эксперименте плазму, разогретую до 160 миллионов градусов, удерживали 20 секунд.

Экспериментальный сверхпроводящий токамак EAST (Experimental Advanced Superconducting Tokamak) располагается на территории Института физики плазмы Академии наук КНР в городе Хэфей (провинция Аньхой). Его задача — воспроизведение ядерных процессов в недрах Солнца и других звёзд для контролируемого производства термоядерной энергии. Предыдущий рекорд на этой же установке — удержание плазмы при температуре 100 миллионов градусов в течение 100 секунд.

Достижение температуры плазмы выше 100 миллионов градусов — ключевая задача для установок по выработке термоядерной электроэнергии. В конце 2020 года на аналогичном устройстве в Южной Корее удалось удержать плазму при 100 миллионах градусов 20 секунд. Для сравнения: температура в ядре Солнца, по расчётам астрофизиков, составляет около 15 миллионов градусов, соответственно в ядре токамака температура должна быть в семь раз выше. Пока технология управляемого термояда пребывает в экспериментальной стадии. Предполагается, что для её выхода на промышленно окупаемый уровень требуется не менее 30 лет.

Эксперимент EAST является частью проекта Международного термоядерного экспериментального реактора (ITER) — совместной программы Китая, Европейского Союза, Индии, Японии, Южной Кореи, России и США. Подробнее про этот проект, а заодно про некоторые принципиальные проблемы реализации управляемого термояда см. отдельную статью на нашем сайте. Экспериментальная установка в Хэфее служит испытательной площадкой для отработки некоторых технологий, которые предполагается использовать в будущем демонстрационном реакторе.

thermal image of EAST fusion reactor core
Термоизображение внутренней части реактора. Xinhua.