Учёные научили крыс водить машинки

Крыса выглядывает из своей машинки-бутылки.

Несколько лабораторных крыс были обучены вождению крошечных машинок. На них животные ездили, чтобы собирать еду.

Крысы на машинках, зайчики в трамвайчике — что это ещё за бред, кто это придумал? Оказывается, серьёзные люди, исследователи из Ричмондского университета (University of Richmond) в Вирджинии. На примере грызунов, управляющих машинками, они показали, что нахождение в сложной среде может улучшать когнитивные навыки и повышать способность решать сложные задачи. Учёные также продемонстрировали, что овладение сложными навыками может снизить уровень стресса и помочь грызунам расслабиться.

Как сообщается в журнале Behavioral Brain Research, крысам был предоставлен специально для них созданный автомобиль. По большому счёту, конструкция состояла из пластиковой банки, у которой были колёса и электропривод. Водитель-крыса могла регулировать направление движения, касаясь медной палочки в кабине. Это довольно сложная задача для грызунов, её решение требует одновременного применения разнообразных когнитивных, моторных и визуальных навыков, которые крысы обычно не применяют вместе. Однако после некоторой практики животные смогли ездить по небольшой арене — целенаправленно к приманке, суперсладкому завтраку Froot Loops.

Из одиннадцати протестированных крыс шесть были помещены в стандартные лабораторные клетки, а оставшиеся пять — в «обогащённую среду», где были различные игрушки и которая очень напоминала их естественную среду обитания.

Как и предполагалось, животные, живущие в обогащённой среде, показали лучшие результаты на «экзамене по вождению». Это говорит о том, что они лучше справились с освоением нового сложного навыка. Они продолжали играть с машиной даже после того, как убрали вознаграждение.

У крыс из обычных клеток не было никакого интереса к машинам, и в задаче вождения они не показали особых успехов.

После эксперимента, экскременты крыс были проверены на уровни двух гормонов — кортикостерона, маркера стресса, и дегидроэпиандростерона, гормона, который помогают контролировать стресс. По результатам, после обучения вождению все экскременты крыс показали повышенный уровень дегидроэпиандростерона и пониженный уровень кортикостерона. Можно предположить, что все животные, участвовавшие в исследовании, после того, как овладели сложным навыком, повысили устойчивость к стрессу.

Конечно, грызуны — не люди, и будет поспешным распространять выводы на человека. Тем не менее, исследование может иметь некоторые интересные последствия, когда речь идёт об окружающей среде животных и их психическом состоянии. Также результаты данного исследования могут помочь лучше понять поведение животных в их естественной среде.