Заражение вирусом деформации крыла (DWV) — одна из частых причин гибели пчелиной семьи. На территории США вирус генетически разнообразнее, чем считалось ранее, об этом говорит работа, проведённая специалистами Службы сельскохозяйственных исследований (Agricultural Research Service, ARS). Результаты работы опубликованы в PLoS Biology.
Различные линии вируса одинаково вредны для пчёл, и генетическое разнообразие DWV усложняет задачу создания противовирусной терапии.
Отмечается, что высокий уровень генетического разнообразия вируса наблюдается как в отдельной заражённой медоносной пчеле, так и внутри пчелиных семей. Около девяти процентов нуклеотидов в РНК DWV имеют полиморфные варианты (альтернативные места в генетической последовательности с естественными альтернативами).
«Различия в генетической последовательности вируса подчёркивают необходимость анализа DWV в разных местах в Соединённых Штатах, а также в других странах, чтобы мы могли отслеживать, как вирус развивается», — говорит один из авторов работы, вирусолог Евгений Рябов, сотрудник занимающегося пчёлами подразделения ARS.
Рябов и его коллеги считают, что вирус деформации крыла прошёл «бутылочное горлышко», событие, которое специалисты связывают с проникновением заразы на территорию США вместе с клещом Varroa в 1980-е. Отмечается, что передача через клеща способствует развитию наиболее вирулентных штаммов.
Значительное генетическое разнообразие DWV заметно усложняет задачу разработки новых методов лечения или профилактики болезни, вызываемой вирусом. Любое средство может оказаться безвредным для какого-то штамма, и применение такого препарата просто сделает защищённый таким образом вариант вируса основным.
Так что пчеловодам не стоит ждать появления волшебного универсального лекарства. Единственным средством против болезни деформации крыла остаётся борьба с её переносчиком — клещом Varroa.