У птиц с большим мозгом больше шансов уберечься от ружья

А всё потому, что у кого-то слишком маленький мозг.

Птицы с более крупным мозгом имеют больше шансов не стать жертвой охотников — к такому выводу пришли учёные из Университета Париж-юг (фр. Université Paris-Sud) и датского «Дома исследования птиц» (House of Birdresearch). Результаты исследования опубликованы в журнале Biology Letters.

Ежегодно охотники убивают множество животных, к примеру, в США — более 200 миллионов. Эволюционный биолог Андерс Папе Меллер (Anders Pape Møller) и орнитолог, а по совместительству профессиональный таксидермист, Йоханнес Эрритсё (Johannes Erritzøe), решили выяснить, влияет ли этот искусственный отбор на эволюцию птиц. Предыдущие исследования показали, что от размера мозга животного зависит его умение избегать хищников. Учёные предположили, что то же самое должно быть верно и для столкновений с человеком.

Датский закон обязывает таксидермистов регистрировать дату получения и причину смерти особи. Это позволило учёным собрать сведения о 3 781 птицах 197 видов за 1960 — 2015 гг. Эрритсё измерил вес каждой особи, сделал вскрытие, извлёк мозг и взвесил его с точностью до сотой доли грамма. На вероятность того, будет ли убита конкретная птица охотником, влияло несколько факторов: масса мозга (чем она больше, тем меньше вероятность), масса тела (чем она больше, тем вероятность больше) и пол (самцы гибли от рук охотников чаще). Возраст статистически значимо не влиял. Чтобы учесть то, что исследовались птицы разных видов, учёные ввели видовую принадлежность в свою модель как случайный фактор. Оказалось, что видовая принадлежность может объяснить лишь 86% полученных различий (дисперсии). Результаты анализа показали, что пернатые с самым большим мозгом становились жертвами охотников почти в тридцать раз реже, чем особи с самым маленьким. Исследователи считают, что дело в не том, что охотники специально ищут птичек поменьше — скорее всего, «умные» экземпляры просто лучше избегают встречи с опасностью. Таким образом, делают вывод учёные, отстреливая пернатых, люди способствуют увеличению их мозга.

Однако некоторые учёные не доверяют этим выводам. «Это интересное исследование, но пока я отношусь к нему с определённой долей скепсиса, поскольку результаты получены на основе сравнительного анализа данных долговременных наблюдений, а не в ходе эксперимента, — говорит Йепер Мэдсен (Jesper Madsen), эколог из Орхусского университета (дат. Aarhus Universitet). — Чтобы сделать вывод о том, что охота приводит к отбору особей с мозгом большего размера корреляционного исследования недостаточно».

Пернатые успешно адаптируются в самых разных условиях. Вот только несколько примеров.