Гипоксия вызвала регенерацию сердечной мышцы взрослых мышей

Кардиологи UT Southwestern
Кардиологи UT Southwestern: Диана Кансеко (Diana Canseco), Хешам Садек (Hesham Sadek), Ватару Кимура (Wataru Kimura), и Юджи Накада (Yuji Nakada).

Нормальная и здоровая сердечная мышца хорошо снабжается обогащённой кислородом кровью. Американским кардиологам удалось регенерировать сердечную мышцу мышей, поместив животных в условия, казалось бы, неблагоприятные для сердечной деятельности.

Исследователи из Юго-Западного медицинского центра Техасского университета (University of Texas Southwestern Medical Center, UT Southwestern) постепенно снижали содержание кислорода в воздухе, которым дышали мыши, пока не довели его долю в газовой смеси до 7%. После двух недель пребывания в бедной кислородом среде, клетки сердечной мышцы мышей, кардиомиоциты, начали делиться и расти. В нормальных обстоятельствах у взрослых млекопитающих кардиомиоциты не делятся.

Выводы, опубликованные в журнале Nature, выводятся из результатов множества работ. Отправной точкой служит открытие того, что сердце новорождённых млекопитающих обладает способностью к регенерации, подобно тому, как кожа самовосстанавливается после пореза. Но эта способность быстро теряется, в течение нескольких недель.

«Сердце взрослого человека не способно на сколько-нибудь значимый ремонт после сердечного приступа, поэтому сердечные приступы имеют такие катастрофические последствия, — говорит профессор Хешам Садек (Hesham Sadek). — Хотя это кажется нелогичным, мы показали, что серьёзное снижение воздействия кислорода может предотвратить повреждения клеток, вызываемые кислородом и стимулировать деление клеток, регенерацию сердечной мышцы».

В ходе исследования уровень кислорода понижался с нормальных 21% до 7% в течение недели, после чего вычислялась масса сердца и проверялась его работа. Показано, что снижение уровня кислорода приводит к увеличению количества кардиомиоцитов и улучшает сердечную функцию.

Исследователи пробовали и эффект среды с 10% кислорода, но в этом случае никакого позитивного воздействия зафиксировано не было. Для того чтобы клетки не повреждались кислородом, его уровень должен быть очень низким, ситуация, называемая гипоксией.

Гипоксия — пониженное содержание кислорода. В медицинском смысле гипоксия (кислородное голодание) — низкий уровень кислорода в организме или отдельных органах и тканях.

«Наша работа показывает, что гипоксия, эквивалентная той, что наблюдается на вершине горы Эверест, действительно может обратить вспять болезни сердца, и это удивительно», — отметил профессор Бенджамин Левин (Benjamin Levine), координирующий работу занимающихся исследованием научных подразделений.

«Теоретически, низкое содержание кислорода может приводить к восстановлению не только сердечной мышцы, но и других органов, — отмечает д-р Садек. — Несмотря на то что воздействие такого уровня гипоксии может привести к осложнениям, он хорошо переносится людьми, если процедуру контролировать».