Птицы Чернобыля приспособились к условиям повышенной радиации

Дубонос (Coccothraustes coccothraustes) из Чернобыльской зоны приспособился к воздействию ионизирующего излучения

Птицы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС адаптируются к долговременному воздействию радиации, и даже, вероятно, получают от него выгоду. Это следует из исследования, опубликованного в журнале Functional Ecology, издаваемом британским Экологическим обществом.

По словам доктора Исмаила Гальвана из Испанского национального исследовательского совета (CSIC): «Предыдущие исследования дикой природы в Чернобыле показывали, что долговременное воздействие радиации снижает в организме количество антиоксидантов и провоцирует окислительные процессы, повреждающие клетки. Мы обнаружили противоположное — уровень антиоксидантов увеличивается и окислительный стресс уменьшается с увеличением радиационного фона».

Чернобыльская катастрофа, которая произошла 26 апреля 1986 года, нанесла катастрофический ущерб окружающей среде. Поскольку регион остается сильно загрязнен радиацией, он является полигоном случайного экологического эксперимента по исследованию влияния ионизирующего излучения на диких животных.

Лабораторные эксперименты показали, что люди и другие животные могут приспособиться к радиации, и что длительное воздействие малых доз повышают сопротивляемость организма более сильным последующим дозам. Но такую адаптацию никогда не наблюдали за пределами лабораторий, в диких популяциях.

Предыдущие исследования уровня антиоксидантов и окислительного стресса в Чернобыле проводились у людей, двух видов птиц и одного вида рыб. Поскольку различные виды отличаются друг от друга по своей чувствительности к воздействию радиации, недостаток данных затрудняет изучение того, как дикие животные приспосабливаются к радиационному облучению.

Исследователи, в том числе экологи, которые работали в зоне Чернобыля с 1990 года, использовали ловчие сети и поймали 152 птиц 16 различных видов на восьми участках внутри и рядом с Чернобыльской зоной отчуждения. Были измерены уровни радиационного фона на каждом участке, и взяты перья и образцы крови у птиц, которых потом отпустили.

Затем ученые измерили уровни глутатиона (основное антиоксидантное вещество в клетках), окислительного стресса и повреждений ДНК в образцах крови и содержание пигментов-меланинов в перьях. Меланины являются наиболее распространенными пигментами животных, но потому, что при производстве феомеланина (один тип меланина, второй тип называется эумеланин) используются вещества-антиоксиданты, чем больше животное производит феомеланина, тем более оно подвержено воздействию ионизирующего излучения.

Результаты исследований показали, что с увеличением радиационного фона, общее физическое состояние птиц улучшается, растет уровень глутатиона, а окислительный стресс и повреждение ДНК уменьшается. Результаты также показали, что птицы, которые производят больше феомеланина и меньше эумеланина расплачиваются за это более плохим состоянием организма, снижением глутатиона, увеличением окислительного стресса и повреждениями ДНК.

Уровень излучения в районе исследования варьировался от 0,02 до 92,90 мкЗв/час. Были изучены следующие виды птиц: сорокопут-жулан, большая синица, ласточка, пеночка-трещотка, славка, серая славка, ястребиная славка, лесная шеврица, зяблик, дубонос, деряба; певчий дрозд, дрозд, горихвостка-чернушка, красноголовый и обыкновенный соловей.

Ионизирующее излучение повреждает клетки, производя очень активные соединения, известные как свободные радикалы. Тело защищает себя от свободных радикалов с помощью антиоксидантов, но если уровень антиоксидантов низок, излучение провоцирует окислительный стресс и генетические повреждения, которое приводят к быстрому старению и смерти.