Обнаружена мутация, превращающая людей в «сов»

Носители мутации в гене CRY1 страдают от постоянного джетлага.

Мало кто любит вставать рано утром, но некоторым людям ранние подъёмы даются намного тяжелее, чем остальным. По мнению авторов нового исследования, если вы ложитесь спать поздно и испытываете серьёзные трудности с ранним пробуждением, вы можете быть обладателем генетической мутации, изменившей ваши циркадные ритмы.

Людей, которые ложатся спать поздно, а по утрам едва могут встать с постели, обычно называют «совами». Сомнологи, врачи, специализирующиеся на расстройствах сна, часто диагностируют у «сов» так называемый «синдром отсроченного наступления фазы сна» (ОНФС). Считается, что, например, в США от ОНФС страдает около 15% населения.

У людей с ОНФС изменены циркадные ритмы. Эти «внутренние часы» на протяжении суток меняют физиологические процессы, идущие в организме, в зависимости от условий окружающей среды. Другими словами, именно благодаря циркадным ритмам мы ощущаем желание лечь спать, когда наступает ночь. Однако у пациентов, страдающих ОНФС, этого не происходит.

ОНФС считается самым распространённым из расстройств сна. Последние, в свою очередь, связаны с депрессиями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышенной тревожностью и сахарным диабетом.

Авторам нового исследования, опубликованного в издании Cell, удалось обнаружить новую мутацию, которая играет важную роль в изменении циркадных ритмов. Работа была проведена под руководством Майкла Янга (Michael Young), руководитель лаборатории генетики (Laboratory of Genetics) в Рокфеллеровском университете (The Rockefeller University). Авторы исследования полагают, что привычка к «совиному» образу жизни может быть обусловлена мутацией в гене CRY1.

Как генетическая мутация может повлиять на наши внутренние часы

Наши циркадные ритмы обусловлены генетически, и, как поясняют авторы статьи, в ходе эволюции они оставались неизменными. Внутренние часы «практически идентичны у мух и у людей», поясняет Янг.

В начале циркадного круга клетки начинают синтезировать белки-активаторы. В течение 24-часового цикла активаторы успевают собрать собственные ингибиторы и ослабить своё воздействие. Когда все активаторы «затихают», останавливается и синтез ингибиторов. А когда все оставшиеся ингибиторы будут метаболизированы, активаторы снова начнут работать и цикл повторится.

Янг и его коллеги обнаружили, что белок, кодируемый геном CRY1, является одним из ингибиторов. Он подавляет белки-активаторы Clock и Bmal1 (у людей последний носит название «ARNTL»). Также исследователи нашли однобуквенную мутацию в гене CRY1. Хотя изменения при этой мутации затрагивают всего одну пару азотистых оснований в молекуле ДНК, этого достаточно, чтобы значительная часть синтезируемой на основе гена белковой молекулы оказалась утрачена. В итоге ингибитор становится гиперактивным, подавляет работу активаторов слишком сильно, что и приводит к увеличению длины циркадного цикла, как минимум, на полчаса.

Генетические мутации могут привести к задержке сна на 2 часа и более

Использовав информацию из базы данных человеческих генетических вариаций, исследователи определили, что мутация в гене CRY1 присутствует у 1 из 75 европейцев нефинского происхождения. Также учёным удалось обнаружить 28 носителей мутации турецкого происхождения (у одного из них описанная мутация оказалась в гомозиготном состоянии).

Учёные смогли изучить шесть не связанных между собой семей, в которых проживали носители мутации. Генетический статус добровольцев подтверждался при помощи образца биоматериала. Таким образом среди них были выявлены 8 носителей гомозиготных мутаций и 31 носитель гетерозиготной мутации. Ещё у 31 участника мутация не была обнаружена. Чтобы узнать больше о режиме дня добровольцев, учёные использовали опросники и интервью. Нарушения сна были обнаружены у 38 носителей мутации, в то время как у их супругов и родственников, не имеющих мутации, сходных проблем не было. Это позволило исследователям заключить, что мутация в гене CRY1 обладает высокой пенетрантностью, то есть, при её наличии проблемы с циркадными ритмами возникают практически всегда.

Носители мутации ложились спать гораздо позже, чем те, у кого её не было. В 4 часа утра последние обычно находились приблизительно в середине периода сна, в то время как у людей, обладающих мутацией, эта точка смещалась на период с 6 до 8 часов утра. Получается, что внутренние «сутки» у людей с такой мутацией длятся несколько дольше, чем полный оборот Земли вокруг своей оси. То есть, они страдают от состояния, напоминающего постоянный джетлаг — нечто подобное люди без мутации испытывали бы, если бы всё время перемещались в восточном направлении.

Однако исследователи отмечают, что влияние мутации можно преодолеть при помощи самоконтроля и неукоснительного соблюдения режима дня.

«Внешний суточный цикл и внимательное отношение к гигиене сна может помочь «медленным» внутренним часам настроиться на 24-часовые сутки», — рассказывает первый автор исследования Алина Патке (Alina Patke), доцент лаборатории генетики. Патке сама идентифицирует себя как «сову», поэтому добавляет: «Нам просто приходится прикладывать больше усилий».