Метформин в сочетании с препаратом от давления подавляет рост раковых клеток

Профессор Майкл Холл, руководивший поиском способов усиления противоопухолевых свойств метформина.

Комбинация средства от сахарного диабета и препарата от повышенного артериального давления оказалась эффективна в борьбе с раковыми клетками. Группа исследователей под руководством профессора Майкла Холла (Michael Hall) из Центра молекулярной биологии Biozentrum (Center for Molecular Life Sciences Biozentrum) Базельского университета (нем. Universität Basel) сообщила, что определённые раковые клетки реагируют на сочетание метформина и сиросингопина. Результаты исследования были опубликованы в издании Science Advances.

Метформин — препарат, широко используемый в терапии сахарного диабета 2 типа. Помимо способности снижать уровень глюкозы в крови, он также известен благодаря своим противоопухолевым свойствам. Обычная терапевтическая доза метформина, однако, слишком мала для эффективной борьбы с раком. Но исследователям удалось сделать неожиданное открытие: препарат для снижения артериального давления сиросингопин (syrosingopine) усиливает противоопухолевый потенциал метформина. Сочетание этих лекарств приводит к запрограммированному «самоубийству» раковых клеток.

Большие дозы метформина подавляют рост раковых клеток, но вызывают нежелательные побочные эффекты. Поэтому исследователи протестировали более 1000 лекарственных средств в поисках препарата, способного усилить противоопухолевую активность метформина. Наилучшие результаты продемонстрировал сиросингопин. Исследование показало, что комбинация эффективно воздействует на разные типы раковых клеток.

«Например, в образцах, полученных у пациентов с лейкемией, сочетание препаратов приводило к гибели практических всех раковых клеток при использовании дозировок, в действительности не опасных для нормальных клеток. Эффект распространялся только на раковые клетки — образцы крови здоровых добровольцев были нечувствительны к лечению», — рассказывает первый автор исследования Дон Бенджамин (Don Benjamin).

У мышей с опасной формой рака печени после лечения наблюдалось уменьшение размеров больного органа. Также у получивших терапию животных регистрировалось меньшее количество опухолевых узлов, а у некоторых мышей опухоли полностью исчезли.

Эффективность сочетания препаратов объясняется молекулярными механизмами. Метформин не только снижает уровень глюкозы крови, но и блокирует комплекс I дыхательной цепи митохондрий, «энергетических станций» клетки. Антигипертензивный препарат сиросингопин, помимо прочего, подавляет процесс расщепления углеводов.

Таким образом, сочетание этих лекарств нарушает процессы, жизненно необходимые клеткам для получения энергии. Из-за ускорения обменных процессов и склонности к быстрому росту раковым клеткам нужно особенно много энергии, что делает их чрезвычайно уязвимыми к снижению её поступления.

Протестировав ряд соединений, чей принцип действия сходен с метформином, учёные смогли подтвердить, что ключевую роль играет именно блокировка дыхательной цепи митохондрий. В сочетании с гипотензивным средством эти вещества также замедляли рост раковых клеток.

«Мы смогли продемонстрировать, что два существующих препарата в сочетании способны более эффективно воздействовать на размножение раковых клеток, чем каждый из них по отдельности, — поясняет Бенджамин. — Данные, полученные в ходе исследования, поддерживают создание комбинированных подходов к лечению онкологических заболеваний».

В будущем результаты работы могут быть использованы в клинической практике для создания комбинированных схем лечения, препятствующих получению раковыми клетками необходимой им энергии.