Социальное положение и иммунитет

«Скажи мне, сколько у тебя партнёров для груминга, и я скажу, кто ты».

Продолжительность жизни богатейших и беднейших американцев отличается более чем на десять лет. Такое неравенство, как правило, объясняют тем, что состоятельные граждане могут позволить себе более дорогое медицинское обслуживание, кроме того, они лучше питаются, меньше курят и так далее. Но новое исследование макак, проведённое канадскими и американскими учёными, показывает, что низкое социальное положение само по себе нарушает работу иммунной системы, даже в отсутствие других факторов риска. Однако к счастью, эти эффекты обратимы. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

Научная группа изучала взрослых макак-резусов в Йеркском Национальном центре изучения приматов (Yerkes National Primate Research Center) при Университете Эмори (Emory University). Исследователи обнаружили, что у «низкоранговых» макак инфекция вызывает перевозбуждение иммунных клеток, которое ведёт к нежелательному воспалению, но повышение социального статуса может исправить положение.

Учёные поместили 45 самок макак, которые никогда раньше не встречались, в новые социальные группы. Затем они наблюдали за тем, как животные будут общаться друг с другом, кто станет лидером, а кто — изгоем. Макаки в новых группах образовали иерархию по старшинству. Самки, которые попали в группу раньше, занимали более высокое положение, чем те, кто пришёл позже.

Чтобы понять, как статус влияет на здоровье, учёные взяли образцы иммунных клеток обезьян и проанализировали активность почти 9000 генов. Уровень экспрессии 1600 генов у высокоранговых и низкоранговых обезьян отличался. В частности, это касалось одного из классов лимфоцитов под названием «естественные киллеры» — важнейшего компонента врождённого клеточного иммунитета.

Затем самок распределили в 9 новых социальных групп. И снова макаки, которые пришли раньше, заняли более высокое положение. Но в этот раз животных специально разместили таким образом, что те, кто раньше находился «наверху» социальной лестницы, опустились на одну или больше ступенек, а изгои, наоборот, продвинулись. Те, кому удалось повысить статус, стали более востребованными партнёрами для груминга, а значит, у них появилось больше возможностей снять стресс через общение с другими животными. Клетки иммунной системы вчерашних аутсайдеров на генетическом уровне стали больше напоминать таковые у высокоранговых макак. «Можно предположить, что влияние статуса на здоровье не постоянно, по крайней мере, во взрослом возрасте», — комментирует Дженни Танг (Jenny Tung), один из авторов работы.

Новое исследование, по мнению авторов, — убедительное доказательство того, что социальное положение влияет на здоровье в обе стороны: последнее не просто улучшается у тех, кто занимает высокое положение, но и ухудшается у занимающих низкое. Разница в работе иммунитета между лидерами и изгоями была ещё заметнее, когда иммунной системе пришлось бороться с вредоносными микроорганизмами. Когда лейкоциты животных в пробирках смешали с бактериальным токсином липополисахаридом, экспрессия провоспалительных генов низкоранговых самок чрезмерно увеличилась. Луис Баррейро (Luis Barreiro), один из авторов работы, утверждает: этот механизм мог бы объяснить, почему представители рабочего класса и люди с низким достатком больше подвержены воспалительным заболеваниям, а также болезням сердца и диабету. «При столкновении с возбудителями инфекции сильная воспалительная реакция может оказаться жизненно важной», — говорит он. Но те же механизмы самозащиты могут выйти из-под контроля и нанести организму серьёзный ущерб.

Если похожие молекулярные механизмы действуют и у людей, меры, направленные на укрепление социальной поддержки окажутся не менее важными, чем лекарства, которые смягчают вредное влияние низкого статуса на здоровье. «Если мы поможем людям улучшить своё социальное положение и уменьшим влияние некоторых иерархий, возможно, нам удастся улучшить состояние здоровья населения и повысить его благосостояние», — заключает Ноа Снайдер-Маклер (Noah Snyder-Mackler), один из авторов исследования.

Естественные киллеры или натуральные киллеры (Natural killer cells, NK cells) — большие гранулярные лимфоциты, обладающие цитотоксичностью против опухолевых клеток и клеток, заражённых вирусами. В настоящее время NK-клетки рассматривают как отдельный класс лимфоцитов. Они являются одним из важнейших компонентов клеточного врождённого иммунитета.