В ННГУ разработали способ доставки инсулина в хитозановых капсулах

Учёные с кафедры высокомолекулярных соединений и коллоидной химии Университета Лобачевского изобрели способ доставки инсулина в хитозановых капсулах. В октябре получен патент на разработку. Эксперименты на животных с моделированным сахарным диабетом показали: препарат в наноструктурированной композиции действует на 20% дольше инсулиновых инъекций.

Существующие таблетки с инсулином малоэффективны. Из желудка только небольшая часть вещества попадает в кровь. По всему миру команды учёных разрабатывают новые способы доставки лекарства. Один из самых перспективных — наночастицы хитозана. Биополимер, который получают из раковин ракообразных и насекомых, нетоксичен и безопасен для животных, в т.ч. для людей.

На его основе нижегородские химики создали многослойную структуру для доставки лекарственного препарата. В его ядре находятся наночастицы золота, которые последовательно покрыты хитозаном и инсулином. Таким образом хитозан связывает инсулин внутри капсулы и закрывает его снаружи, не давая лекарству перевариться. Наночастицы прилипают к слизистой желудка, инсулин постепенно выходит из оболочки и в итоге поступает в кровь почти полностью. Благодаря этому механизму препарат лучше переносится пациентом и его действие оказывается достаточно долгим.

Лариса Смирнова, соавтор разработки, профессор кафедры высокомолекулярных соединений и коллоидной химии Университета Лобачевского прокомментировала изобретение:

«Это новый шаг в использовании хитозана как носителя лекарства. На данный момент подобные разработки запатентованы только китайскими учёными. Но они используют иной принцип работы. Сейчас к нам поступают заказы от частных фирм. Мы рассматриваем возможность использования таких хитозановых капсул и для других лекарств. Например — антибиотиков. Хитозан позволит увеличить их срок работы и снизить побочные эффекты».