Открыт механизм, уменьшающий влияние кокаина на мозг

Клетка микроглии. Фото сделано сотрудниками университета Макгилла.

Учёные из университета Макгилла (McGill University) открыли механизм, уменьшающий влияние кокаина на мозг. Исследование, опубликованное в журнале Neuron, показало, что ключевую роль этом процессе играют клетки микроглии. Они смягчают вредное влияние кокаина на нервную систему и могут сыграть важную роль в разработке эффективного лечения наркомании.

Микроглия — это мелкие отростчатые клетки, разбросанные по белому и серому веществу мозга. Главная их функция — защита мозга от инфекции и травм. Клетки микроглии постоянно контролируют окружающую среду, и при необходимости размножаются, мигрируют в нужное место, уничтожают патогены и удаляют повреждённую нервную ткань. Кроме того, в случае опасности, они могут вырабатывать вещества, вызывающие адаптивные изменения синапсов, в частности, молекулу воспаления «фактор некроза опухоли» (ФНО).

Изучая действие ФНО на мышиный мозг, учёные выяснили, что молекулы подавляют специфические изменения синапсов, вызванные кокаином. Однако со временем ответ клеток микроглии на наркотик затухает. Это позволяет кокаину закрепить изменения в нейронной сети и может быть одной из причин, по которой развивается зависимость. Чтобы узнать, можно ли заставить клетки микроглии работать дольше, учёные вводили мышам вещество, стимулирующее выделение ФНО. В результате повышенная двигательная активность и другие изменения поведения, вызванные кокаином, уменьшались.

Теперь учёные намерены проверить, может ли стимуляция выработки ФНО подавить тягу к наркотику. Они так же надеются, что результаты исследований применимы к другим веществам, таким как алкоголь и метамфетамин.